четверг, 23 августа 2012 г.

Кокандский дар!

Возвращаясь на землю предков, я в первую свою поездку взял паспорт, каратэ-ги, бумажник, телефон и нож. Впоследствии, оказалось, что выбор был сделан верно. Минуя Московию, я заехал в один из магазинов, где моё внимание привлек узбекский нож -Пчак.
 
Узбекский нож – пчак, появился в конце XIV – начале XV столетия и его формы остаются неизменными по сей день.
На каждом качественном изделии всегда имелось Клеймо («тамга») по нему, как правило, можно было определить мастера.
 
 В исламе месяцы в году отсчитываются по лунному календарю, поэтому главным элементом клейма является изображение звёзд и полумесяца.
Данные символы используют мастера и в современное время, но означают они теперь принадлежность к городу, а в случае, если мастер хочет отметить свою работу то, как правило, наносит гравировку инициалов с другой стороны ножа.
 
Клинок у пчака имеет несколько вариантов исполнения в зависимости от его назначения.
Самая универсальная форма клинка узбекского ножа, называется «кайкэ» – кончик ножа приподнят вверх, а у «тугри пичока»  лезвие прямое и обух ровный. Нож с двойной канавкой называется «кушкамалак пичок».
 
Также можно отметить, что ножи более 14см называются Шархон (реже Шерхан), а маленькие Чирчиками.
Пчак имеет заточку от обуха в ноль, что позволяет не точить нож, а просто подвести лезвие об твёрдую поверхность: дно чашки, тарелки.

Традиционно, клинки пчаков делаются из углеродистой стали, чаще всего, тёмные с голубоватым или желтым отливом. Раньше для этого клинки обрабатывали в жидком растворе глины определенного состава. Этот нож – не только незаменимый помощник на кухне, но и хороший подарок, хранящий в себе частичку истории.
 
 Долго изучая нож из углеродки и сайгачьего рога, я пришёл к мнению, что такой "девайс" мне скоро обязательно потребуется. Я уже  давненько "неровно дышу" к кухонной утвари типа чайников из "Исинской" глины для заваривания чаёв, которых в моей коллекции бывает в изобилии.
 
 Бывая в Японии, я частенько наведывался в магазин посуды, который находится на барахолке "Амэёко" в районе Токийской станции Уэно, а мой коллега всегда направлялся в это же место покупать себе носки немыслимых расцветок в огромных количествах.

Что касается Японских ножей, то мой первый опыт оказался неудачным, по рекомендации супруги канчо Соэно, госпожи Каору сан, я заехал в один частный магазинчик города Токорозава и купил интересную модель, которая являлась универсальной и представлена на рынке как модель "Шеф".
 
После нескольких попыток нарезки овощей для супа, мой клеймённый "найф" неприлично крупно выкрошился, после чего подобная оказия повторилась ещё раз. Я пытался понять, что могло навести порчу на изделие, усыпанное клеймами мастера и обошедшееся в круглую суму японских рублей. После проделанного анализа, опираясь на изученный материал, я пришёл к заключению, что железяка была перекалена и имела высокое внутреннее напряжение на лезвии. Спуски на том ноже были от обуха, для меня это было одним из главных критериев "заманухи", на которое я тогда купился.

Правда, до этого я имел и положительный опыт, который получил в земле Баварской, на первой конференции Шидокан. Мне тогда впервые довелось выбраться в места, где не ступала нога  человека русского и где непуганные бюргеры проживали свою карму в комфорте и умиротворении. Выполнив поставленные задачи, а именно, вступление в ряды "самурайского сословия", я решил прикупить полезный сувенир в виде ножа с гравировкой Solingen. Такая удаче мне улыбнулась не сразу, я обошёл несколько магазинов, где в изобилии предлагались различные модели по ценам от А до Я. Для личной практики я выбираю лишь то, что меня "цепляет". Почти потеряв надежду на искомый объект, я наткнулся на "кухонник", который даже не был представлен на витрине. Он был из старой коллекции в единственном экземпляре, при этом продавался без скидки))).
 
Когда я взял его в руки, мы "влюбились" друг в друга с первого прикосновения, скажу, что наша любовь продолжается и по сей день. Нож имел классические формы "Поренских ножей" с прямыми спусками от обуха в ноль, он был сделан из правильно закалённой нержавейки, которая удачно сочетала все лучшие качества дорогих моделей. Я и сейчас пытался найти и снова заказать эту модель, но из-за сильного износа клейма производителя пока не идентифицировал.

На наших занятиях в центре подготовки, мы с коллегами частенько обсуждаем вопросы по использованию и уходу за имеющимися в коллекциях клинками. Одним из таких вопросов стало приобретение и грамотная эксплуатация Пчака.
 
Я уже давно стремился приобрести нож на одной из выставок в Москве, на что мой хороший товарищ сказал: "Я скоро лечу на свою вторую родину в город Коканд (Узбекистан), где попытаюсь изучить местный ассортимент и купить достойный экземпляр у местного Усто". Уловив посыл, я не скромничая, высказал свои предпочтения, предварительно засыпав своего коллегу массой информации по этой тематике.
И вот наступил день, когда мечта воплотилась в реальность.
 
Возвращаясь после очередной тренировки по затемнённой аллее парка, я подошел к подсвеченной зелёными огнями мечете "Медина", возле которой после намаза меня ждал Рустам Сафетдинов (в миру практикующий доктор и отец большой дружной семьи). Поприветствовав меня в духе Ислама, он поинтересовался, как складываются мои дела на поприще наставника, после чего протянул красиво упакованный свёрток, сообщив, что сутки назад содержимое, завёрнутое в пищевую фольгу запекалось на стеках старинного тандыра в одной и пекарен древнего Коканда.
Когда я приоткрыл свёрток, то обнаружил душистый хлеб, в виде солнечного диска, его правильное название произносилось как Свадебный патыр (облупленная  лепешка ). Согласно древним традициям, этот ароматический хлеб, подготовленный со сливками и маслом, подавался во время встреч сватов.

Вторым неожиданным даром стал небольшой черный свёрток, из которого виднелась мельхиоровая ручка с вкраплением тотемного символа из черного минерала.
 
Когда я взял в руки и извлек шедевр из лакированных ножен, то перед моим взором предстал символ востока: легендарный нож Пчак, созданный в единичном экземпляре Усто Хасаном Амоновичем Умаровым. Усто Хасан Амонович является одним из последних носителей традиционной школы изготовления Кокандских ножей, он продолжает традицию мастеров, переняв её у своего отца, и передаёт её своему сыну. С Рустамом мы специально разработали целый план по поиску мастера и дальнейшему продвижению в сторону получения полной информации о Школе, материалах, технологии.....


Рустам отправился на центральный рынок, где ему показали лавку по продаже ножей, в которой торговал достаточно уверенный в себе юноша.
 
Когда Рустам изучил богатый ассортимент, он обратился к продавцу со словами: "Мне не нужны эти ножи, а нужен мастер".
На что юноша сказал: "Чем вас не устраивает это изобилие?" Но Рустам настаивал на знакомстве с Усто и после веских доводов юноша согласился познакомить Рустама со своим дядей Усто Хасаном Умаровым. Как рассказывал Рустам, Усто Хасан оказался очень проницательным и фанатично преданным своему делу человеком. Он очень расстроился, что у Рустама не было большего времени на пребывание в Кокакнде, поэтому ему пришлось предложить лишь несколько образцов коллекционных ножей, сделанных для выставки в Чехии (все ножи Усто Хасана расходятся по всему миру под заказ, а в наличии, как правило, только "свежие" или оставшиеся от прошлых международных выставок)..
 
Кокандский Пчак (усто Хасан Умаров): общая длина 280 мм, длина лезвия 160 мм, ширина 37 мм, сталь на клинке ШХ-15, 4 мм в обухе (качественно протравленный и закаленный "звонкий", спуски от обуха в ноль), прибор мельхиор пропаянный оловом, вставка из рога. Все детали очень аккуратно подогнаны. Хорошо сбалансирован и удобно сидит в ладони. Заточку держит хорошо (кромка не заминается), без проблем правится на Триангле. Ножны стандартные (искож). Овощи и фрукты режет под собственным весом, но это не в уровень для этого шедевра. Первый "взрослый" тест ножа запланирован на "Корбан байрам".

Усто был поражен тем, с каким интересом Рустам обратился к теме Узбекского национального ножа, сказав, что он с большой радостью сделает именной нож для Рустама.

Справка, от Рустама:
Мастер (Усто) ножа Умаров Хасан Амонович  1970 года рождения, уроженец города Коканда Ферганской  области. Отец  Хасана (Умаров Амон Муллоджанович 1941 года  рождения (умер в 2002  году), тоже  был  мастером изготовления холодного оружия, член союза  художников СССР).
 
Это  потомственные  мастера, самые  лучшие  в  городе Коканде . Мастера Умаровы выставляли  свои  работы  на  выставках в Австрии, Чехии, Польше, Голландии, Москве. В данный  момент мастер Хасан   работает  над  заказом, который поступил из Багдада. Пару  месяцев  назад  некоторые  изделия  ( ножи , мечи )  ушли  в коллекции  Иранских почитателей.
 
Усто  Хасан был в неописуемом  восторге  узнав,  что  в  России  знают и так уважительно относятся к Пчакам, он  с  удовольствием  показал  свою коллекцию ножей,  которая  осталась  от  отца.  Усто Хасан с грустью поведал, что очень  много  мастеров сегодня переходят  на низкокачественные  материалы, а  их  продукция, в основном, рассчитана на туристов, которые берут ширпотреб  в  качестве  пустых  сувениров.
 
 Сложно стало и с учениками: все хотят  заработать  быстро  и  много.   Переживает  мастер,  что  многое уже  безвозвратно  потеряно. Но  увидев мои горящие  глаза, он снова  начинает  вести  беседу  в  мажорной  тональности  и  подливать  мне  зелёного ароматного чая, а сам  Усто не пил, он  держал Уразу.
 
 Добравшись до дома, я показал свои подарки, после чего мои близкие накрыли стол, на котором традиционно в это богатое время в изобилии водятся овощи и приправы, которые хорошо сочетались с лепёшкой. Первый тест на разрез я сделал, именно, на лепёшке, он оказался удачным)).

Это стало символическим началом жизни ножа, который воплотил всё лучшее из истории и культуры узбекского народа. Первые впечатления от ножа- это прекрасный дизайн, очень аккуратная работа, учтены все каноны стиля, хорошая развесовка между лезвием и рукояткой, звонкий клинок, лезвие сведено в ноль.  Нож, приобретённый у мастера, держащего Уразу, вдвойне уникален!

воскресенье, 19 августа 2012 г.

Наезд в Московию-2

Обозначив место и время, я постарался быть пунктуальным. Ровно в 9:30 я регистрировался у дежурного полисмена, охранявшего подступы к посольству.
 
Но до этого момента я проделал путь из Казани в Московию, аж 825 км, за время которого познакомился с интересными людьми и получил новый опыт.
 
После восхода солнца в Москве меня встретил хороший друг моего товарища и любезно согласился организовать моё комфортное пребывание в столице.
Оседлав кожаное кресло мерседеса, я поинтересовался, где в столь ранний час можно отведать хорошо сваренный кофе и тирамису.
 На что Валад незамедлительно ответил: "У меня дома". Быстро добравшись до "сталинки", мирно стоявшей в окружении похожих строений, мы достигли очень уютной квартиры с высоченными потолками и подогревающимся полом. Посетив душ и проверив свой почтовый ящик на гигантском мониторе компьютера, я был приглашен за стол, на котором меня уже ждал сытный завтрак с душистым кофе, сваренным по нанотехнологии.
 
 Влад сообщил, что его ожидает неполный рабочий день и он сможет уделить внимание моей персоне до самого отхода поезда. Для меня это стало приятной неожиданностью и небольшим внутренним дискомфортом, так как я не хотел беспокоить достаточно занятого джентльмена.
 
ДА, да джентльмена, Влад оказался очень пунктуальным и проницательным человеком, имеющим собственное обоснованное представление об субъективной действительности. Заглянув в свой i-Pad, он проложил маршрут от дома до посольства, и мы без пробок доехали в нужное место вовремя.

В визовом отделе меня встретила моя недавняя знакомая по имени Анна, любезно согласившись помочь в решении моих дел. Быстро уладив все подробности, я поблагодарил весь коллектив Консульского отдела, сделав жест благодарности в виде памятных подарков от организации Шидокан.
Покинув территорию посольства, я отправился к вечному огню и на Красную площадь, где планировал сделать экскурсию и фоторепортаж, но, к сожалению, площадь была закрыта из-за реконструкции.
 Мои желания плавно перетекли в плоскость познания прекрасного и я решил посетить государственную Третьяковскую галерею, о которой много слышал от близких. http://www.tretyakovgallery.ru/
 
Сделав небольшую паузу у фонтана перед Большим театром, я пешком отправился в Лаврушинский переулок 10.
 
 За время пешего перехода по центру Москвы я успел ознакомиться с некоторыми памятниками архитектуры города, это стало возможным благодаря моему слиянию с группами туристов, двигавшимися по моему маршруту.
 
Добравшись до "Третьяковки", я проник в здание, где мне предстояло пройти несколько стандартных процедур, в виде покупки билета, сдачи вещей в камеру хранения и моего постоянного спутника ножа ВМ 551, который обнаружила служба охраны музея на входе в зал экспозиции.
 
Все меры предосторожности оказались не напрасными, так как во все времена вандалы и шизофреники частенько покушались на известные полотна и изваяния.
В галерее оказалось более 50 залов, которые я обошел не по одному разу.
 
Особенно меня затронули полотна и скульптурные композиции, с которыми я познакомился в школьном возрасте, вот на них я и сконцентрировал своё внимание.
 
Я себя не считаю большим специалистом в области живописи, но некоторые работы произвели на меня впечатление, как правило, это были портреты и изображения природы в очень реалистичных световых вариантах.
 
Всё прекрасное, но в недопустимо больших количествах сильно перегружает психику, поэтому я нашёл "противоядие" в стезе человеческого фактора и собственной наблюдательности.
Отмечу, что в залах галереи царила атмосфера покоя и очищения, которая на меня действовала, как сеанс релаксирующей процедуры. Как оказалось, не я один наслаждался созерцанием шедевров русской живописи и тех, кто на них пришёл полюбоваться.
 
 В их числе были женщины-смотрительницы, которые находились на соединениях выставочных залов и следили за установленным порядком.
 
Я заметил закономерную тенденцию, которая воплощалась в том, что некоторые из смотрительниц регулярно погружались в короткий сон, как некоторые пресмыкающиеся.
 
Это наблюдение для меня оказалось сильнее, чем созерцание шедевров и я направил свой игривый ум на то, чтобы начать новое движение, в простонародье именуемой "движуха".
Проходя мимо "щемящего конвоя", я пытался издавать звуки, напоминавшие приглушённый лай собаки или мяуканье мартовского кошака.
 
Звуковые волны мгновенно прорывались в сон "галерейного конвоя" и приводили их в полнейшую боевую готовность, при этом, вводя в замешательство и желание понять, звук пришел из потустороннего мира снов или из реальности. Меня это сильно забавляло.
После того, как я получил максимальное удовольствие от посещения галереи, я долго искал камеру хранения, охрану своего ножа и выход)).

Выбравшись наружу, где меня ждал Влад, мы отправились на экскурсию по центральным улицам столицы.
 
Добравшись до места дислокации, я созвонился со своими подругами из клуба "Бусидо", в котором недавно проводил учебный семинар и мы договорились о встрече, которая состоялась ближе к вечеру. http://www.bushido.ru/raz/kk/letnyaya_shkola_yuga_rossii_po_sinkyokusinkaj/
 
После недолгого застолья мы снова отправились на экскурсию по вечерней Москве с заездом на Казанский вокзал.
 
Мои милые друзья изъявили желание проводить меня на поезд до Казани, пожелав удачи и доброго пути.

вторник, 14 августа 2012 г.

Плановый вектор.

Началом сезона мы привыкли называть сентябрь, это, видимо, от того, что когда-то мы были молоды и с первого сентября начинали свой занятия в  спортивных и общеобразовательных школах.
 
Сегодня же наш сезон не уже имеет начала и конца. Мы отталкиваемся от поставленных задач, продиктованных наличием боёв или их отсутствием.

Первым плановым мероприятием в центральном зале Российской организации станет октябрьский учебный семинар (19-20.10.2012 г.), который окончательно расставит точки над "i" в формате, предлагаемых дисциплин и правил. В программе семинара будет продолжена тема ММА/Грэпплинг, после чего состоится локальный турнир (21.10.2012 г.) по правилам Шидо Боксинг среди юниоров и Грэпплинг "Шикон Джуку" среди взрослых в трёх весовых категориях (-70,-80,+80 кг).

Как показал опыт проведения учебных семинаров в Поволжье, нам удалось достаточно глубоко раскрыть традиции и правила, культивируемые в Шидокан. Теперь мы переходим к проведению профильных соревнований, продекларированных международными правилами Шидокан в трёх дисциплинах: Контактному каратэ, Кикбоксингу и Грэпплингу. Оптимизма в правильности выбранного вектора нам добавил визит в Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан и беседа с заместителем министра господином Шайхутдиновым Х.Х. Это первый официальный интерес руководящего ведомства к работе Российской структуры Шидокан. Как выяснилось в процессе беседы, господин Шайхутдинов Х.Х высказал предложение о финансовой организационной поддержке Российской организации Шидокан, как во внутренней, так и международной работе. Нам такое предложение показалось весьма приемлемым и, мы полагаем, что оно будет воплощено в совместной работе во благо нашей страны.
В ноябрьском блоке мы планируем принять участие в одном из международных турниров в правилах каратэ и кикбоксинга, а так же провести очередной учебный семинар (23-24.11.2012 г.) в тематике ножевого боя, с последующим проведением нескольких поединков в профильных правилах (25.11.2012 г.). Вся эта работа будет носить зачетный характер и приобщится к нормативам экзамена на ученические степени, который мы традиционно проводим в декабре месяце (21.12.2012 г).