четверг, 15 февраля 2018 г.

Бой -это жесточайший стресс даже для взрослого, не говоря уже о ребёнке.

В последнее время меня всё больше волнует тема воспитания, обучения в школах и спортивных секциях наших детей.
Такие мысли стали возникать после того, как я начал осознавать результаты роста поколений, родившихся в новой России.
Начиная со школы, в которой работали только женщины, не всегда компетентные в своей профессии и устойчивой психикой для работы с детьми.
А так же классический треугольник- это мужчины: трудовик, военрук и физкультурник, никому не добавлявшие оптимизма в получении необходимых навыков для выживания в СССР.
В нашей школе в советское время преподаватели в большей массе были под сильной идеологической концепцией КПСС построения светлого будущего, которое по абсолютно понятным факторам так и не свершилось.
Но были и очень интересные наставники, которые сформировали во мне чувство уважения к своему ученику и его особой индивидуальности.
Даже в те годы встречались преподаватели, которые на десятки лет опередили своё время и показали нам будущее. Не называю их имена, дабы не обидеть других, которые по своему тоже старались прожить жизнь в собственных рамках совести и интеллекта.
Лично, пройдя все этапы детского спорта в СССР, мне есть с чем сравнивать и проводить параллели.
Политикой СССР всегда была борьба с США и её союзниками, всеми имеющимися способами, в том числе и победой в спортивных дисциплинах.
При этом сами советские спортсмены были только расходным материалом, на шее которых, как и сегодня, "каталось" всё чиновничество.
Кто из советских спортсменов жил достойно и умер в достатке и почете?
Мой тренер в клубе "Факел" Степанов Василий Матвеевич (Серебряный призёр Олимпиады в Мельбурне (1956) в среднем весе. На Олимпиаде Степанов проиграл только американцу Томми Коно (447,5кг). Разница в сумме — 20. кг. В 1958 г. Степанов побил рекорд Коно в жиме — 158 кг, а в 1959 году улучшил этот рекорд ещё на 1 кг. (159кг). Чемпион Европы и серебряный призёр чемпионата мира в (1955). Чемпион СССР (1956). Победитель первой Спартакиады народов СССР (1956). 
Многократный рекордсмен мира, Европы, СССР, Латвии. Заслуженный мастер спорта СССР). Когда я спросил, у него о поддержке со стороны новой России, он сказал, что никакой поддержки нет, поиспользовали и бросили. Зато немецкие и американские поклонники, иногда присылали конвертики, в которых лежали поздравительные открытки и 15-25 евро. Такое случалось очень редко, я несколько раз переводил текст сообщений в открытках, потому что Василий Матвеевич плохо видел и не читал на английском языке. Василий Матвеевич воспитал плеяду советских штангистов, в том числе и Власова, а умер в одиночестве и нищете. Нам про это по федеральным каналам нынешние власти никогда не расскажут, а такое сплошь и рядом. До 2007 г.  Василий Матвеевич работал тренером в необорудованном подвале жилого дома города Рига, который ему предоставил кто-то из его старых учеников.
В советское время многие спортивные клубы были ведомственные, под силовиками ЦСКА (Советская Армия), Динамо (КГБ, МВД), а их члены носили лычки и звёздочки. Как известно из моей практики, в армии командир всегда прав, поэтому никаких вариантов для собственной точки зрения никогда не существовало.
Никогда нет гарантии, что тренер правильно ведёт тренировочный процесс, поэтому должна быть свобода выбора. В армии свобода выбора приравнивается к не выполнению приказа и карается по военным понятиям. Вспомнить истории, как Вячеслав Фетисов, Игорь Ларионов, Александр Могильный, Илья Малкин уезжали в НХЛ. Паскудность "общественного мнения" и в том, что раз они не "сломались" в Канаде, добившись профессионального Олимпа, сегодня они снова наши герои. Как это понимать?
Глядя на подобную "постанову" советского, а потом и российского спорта, я понял только то, что надо следовать своему выбору и слушать только себя. Поэтому в 2009 году переехав в Россию, я начал делиться своими наблюдениями с теми, кто заинтересовался моим творчеством. Специально я никого не искал, многие инструктора и активисты сами стали посещать мои видеоблоги, семинары и совместные тренировки.
Первыми наиболее креативными слушателями моих тезисов стали инструктора из Удмуртии и Самары, впоследствии посетившие со мной Японию не один раз, принеся золото чемпионатов Мира по каратэ в Россию.
С первых дней нахождения в РФ я заметил, что педагогическая составляющая в школах, вузах и спорте на очень низком уровне, как общая культура российского народа. К сожалению это наследие советской системы, перекочевавшее в современную Россию, плюс неграмотная политика предыдущих администраций.
Нам все время говорят о каком-то собственном уникальном пути России, но на дворе двадцать первый век и тотальная глобализация, а планета Земля круглая. Человек развивается циклически и на каждом этапе становится сильнее или наоборот деградирует, как в случае с алкоголем и чревоугодием.
Напомню, что я непрерывно занимаюсь каратэ с 9 сентября 1979-2018 год, при этом успев пройти все этапы развития:
1.детский уровень - изучение основ поведения в социуме и собственной биомеханики.
2.подростковый- занятия офп с элементами обусловленного поединка
3.студенческий- занятия офп, сфп для участия в контактных боях в защитной экипировке
4.взрослый - работа в полный контакт (первый чемпион Латвии по каратэ 1995 года, призёр чемпионата Европы 2002 г).
Полностью реализовав свои амбиции в спортивном каратэ, как боец, я закончил спортивную академию и посвятил себя инструкторской работе, воспитав сотни здоровых детей и подростков, некоторые из которых стали блестящими спортсменами международного уровня.
Впоследствии, создав жизнеспособную федерацию страны, я организовал и провёл более двадцати международных чемпионатов и кубков, показав не только уровень организации и судейства, но и тенденции будущего бойцовского спорта в правилах ММА.
Потом была Япония с триумфальными выступлениями на профессиональных боях ММА и Кикбоксинга.
В итоге, я за очень короткое и максимально насыщенное время, пришёл к тому, что имею сегодня- это верное понимание, как работает вся система воспитания бойца мирового уровня от детской до взрослой составляющей.
Подтверждением моего правильного движения стали слова нашего недавно ушедшего наставника: "Вещам, которые делает Роберт, можно поучиться". Для меня это лишь подтверждение, того, что я на правильном пути.
Я сторонник индивидуального подхода к каждому ученику с возможностью обнаружения его сильных сторон, а не строевой, как в странах соцлагеря. Я поделился своей биографией для того, чтобы было понятно, откуда появились следующие мысли.
С годами преподавательского служения я вижу, что одним из главных этапов дальнейшего движения в каратэ/джиу-джитсу (направлениях, которые я практикую)-
 это приобщение и обучение ребёнка к активной работе в коллективе и выполнение предложенных правил.
Мне сегодня легко тренировать, как маститых спортсменов, так  и новичков потому, что у меня есть время и нет ложных амбиций.
В первую очередь я наблюдаю за человеком, предлагая ему некоторое количество тестов, после чего уже вырисовывается картина психотипа и физического развития данной личности..
У меня сегодня есть обоснованные знания, которые я регулярно пополняю в процессе обучения и дополнительного самообразования, при этом на меня не давят никакие обязательства из спортивных ведомств по спортивным разрядам, занятым местам на соревнованиях и прочей надстройки.
Одними из моих первых выступлений в России были такие лекции, в которых обличались такие коррупционные составляющие в каратэ, как: продажа поясов на экзаменах тем у кого уровень не соответствует, использование допинга, дарение черных поясов мэрам, губернаторам и прочей номенклатуре (по аналогии с Краповыми беретами в Спецназе).
Так же прозвучало о неправильности проведении соревнований по каратэ среди детей. За первые годы посещения турниров по каратэ в Казани я насмотрелся столько жестких нокаутов,
 даже через защитные шлема и другую экипировку, что детей не могли привести в сознание врачи на соревнованиях, приходилось госпитализировать на скорой помощи.
Ещё в начале девяностых всегда вставал вопрос, надо ли детям участвовать в боях?
У нас в клубе "NOKDAUNS" считалось позорным явлением, если не участвуешь в соревнованиях. Поэтому мы сами готовились, как "обреченные" и готовили детей к этим замесам.
Так сложилось, что замесы устраивали мои ученики братья Райтис и Марцис Цакулс,
вынося на первых же секундах своих оппонентов.
Это были ребята, воспитанные в начале девяностых, когда вся страна находилась в "криминальной войне" и выживали только сильнейшие,
хотя и их психика была тоже безвозвратно покалечена.
Я хорошо помню, как родители детей, участвовавших в тех же весовых и возрастных категориях, где и братья, спрашивали у организаторов:
"Скажите, а Райтис с Марцисом будут  сегодня участвовать в боях?",
после положительного ответа, они забирали с турнира своих детей и больше этих людей я никогда не видел.
Мои ребята были обучены работать на нокаут, а не очковый темп, как это происходит сегодня, вырубая всех, кто выходил с противоположной стороны.
Бывало даже и так, что мы приезжали с турниров с золотыми медалями, даже толком не подравшись, такие медали мы никогда не ценили.
Порой доходило до того, что на бои Райтиса и Марциса взрослые люди приезжали с дальних уголков страны, как на супербои взрослых, платя за билеты в кассе дворца спорта.
Подобные вещи для детей (12 и 10 лет) не прошли даром. Тех детей, кого они жестко нокаутировали в рамках правил, навсегда покинули единоборства, а сами победители впоследствии очень болезненно переживали свои поражения во взрослых боях.
Бой -это жесточайший стресс даже для взрослого, не говоря уже о ребёнке.
Поэтому переосмыслив пройденный путь и создав собственную концепцию,
я принял решение вообще не готовить детей на соревнование по единоборствам, так как никакого практического применения в самообороне это не даст, кроме психологических травм.
В итоге, это оказалось очень правильным решением, которое со мной разделили наиболее прогрессивные инструктора в нескольких регионах РФ.
Данное решение оказалось не по душе их бывшему руководству, из которого им пришлось покинуть организацию.
То насилие над детьми, которое в первую очередь исходит от амбициозных родителей и тренерского состава, никак не защищает интересы ребёнка, которому приходится подчиняться указаниям родителей и преподавателей в ущерб себе.
За семь лет нового мышления в клубах, изменивших политику участия детей в боях на неучастие, уровень мастерства достиг качественных показателей в продолжительности занятий, поступивших на обучение участников, повышение квалификации, улучшения общего тонуса, биоматорики..
Такие дети приходя во взрослые единоборства, уже сами способны сделать выбор, нужны им соревнования или нет.
Зато для взрослых людей с окрепшей психикой у нас множество предложений в ММА, Рукопашном бое и Джиу-Джитсу, куда они приходят подготовленные и по собственному желанию и получают, от за чем пришли, но об этом я расскажу в следующих публикациях.







Комментариев нет:

Отправить комментарий