Возвращаясь на землю предков, я в первую свою поездку взял паспорт, каратэ-ги, бумажник, телефон и нож. Впоследствии, оказалось, что выбор был сделан верно. Минуя Московию, я заехал в один из магазинов, где моё внимание привлек узбекский нож -Пчак.
Узбекский нож – пчак, появился в конце XIV – начале XV столетия и его формы остаются неизменными по сей день.
На каждом качественном изделии всегда имелось Клеймо («тамга») по нему, как правило, можно было определить мастера.
В исламе месяцы в году отсчитываются по лунному календарю, поэтому главным элементом клейма является изображение звёзд и полумесяца.
Данные символы используют мастера и в современное время, но означают они теперь принадлежность к городу, а в случае, если мастер хочет отметить свою работу то, как правило, наносит гравировку инициалов с другой стороны ножа.
Клинок у пчака имеет несколько вариантов исполнения в зависимости от его назначения.
Самая универсальная форма клинка узбекского ножа, называется «кайкэ» – кончик ножа приподнят вверх, а у «тугри пичока» лезвие прямое и обух ровный. Нож с двойной канавкой называется «кушкамалак пичок».
Также можно отметить, что ножи более 14см называются Шархон (реже Шерхан), а маленькие Чирчиками.
Пчак имеет заточку от обуха в ноль, что позволяет не точить нож, а просто подвести лезвие об твёрдую поверхность: дно чашки, тарелки.
Традиционно, клинки пчаков делаются из углеродистой стали, чаще всего, тёмные с голубоватым или желтым отливом. Раньше для этого клинки обрабатывали в жидком растворе глины определенного состава. Этот нож – не только незаменимый помощник на кухне, но и хороший подарок, хранящий в себе частичку истории.
Долго изучая нож из углеродки и сайгачьего рога, я пришёл к мнению, что такой "девайс" мне скоро обязательно потребуется. Я уже давненько "неровно дышу" к кухонной утвари типа чайников из "Исинской" глины для заваривания чаёв, которых в моей коллекции бывает в изобилии.
Бывая в Японии, я частенько наведывался в магазин посуды, который находится на барахолке "Амэёко" в районе Токийской станции Уэно, а мой коллега всегда направлялся в это же место покупать себе носки немыслимых расцветок в огромных количествах.
Что касается Японских ножей, то мой первый опыт оказался неудачным, по рекомендации супруги канчо Соэно, госпожи Каору сан, я заехал в один частный магазинчик города Токорозава и купил интересную модель, которая являлась универсальной и представлена на рынке как модель "Шеф".
После нескольких попыток нарезки овощей для супа, мой клеймённый "найф" неприлично крупно выкрошился, после чего подобная оказия повторилась ещё раз. Я пытался понять, что могло навести порчу на изделие, усыпанное клеймами мастера и обошедшееся в круглую суму японских рублей. После проделанного анализа, опираясь на изученный материал, я пришёл к заключению, что железяка была перекалена и имела высокое внутреннее напряжение на лезвии. Спуски на том ноже были от обуха, для меня это было одним из главных критериев "заманухи", на которое я тогда купился.
Правда, до этого я имел и положительный опыт, который получил в земле Баварской, на первой конференции Шидокан. Мне тогда впервые довелось выбраться в места, где не ступала нога человека русского и где непуганные бюргеры проживали свою карму в комфорте и умиротворении. Выполнив поставленные задачи, а именно, вступление в ряды "самурайского сословия", я решил прикупить полезный сувенир в виде ножа с гравировкой Solingen. Такая удаче мне улыбнулась не сразу, я обошёл несколько магазинов, где в изобилии предлагались различные модели по ценам от А до Я. Для личной практики я выбираю лишь то, что меня "цепляет". Почти потеряв надежду на искомый объект, я наткнулся на "кухонник", который даже не был представлен на витрине. Он был из старой коллекции в единственном экземпляре, при этом продавался без скидки))).
Когда я взял его в руки, мы "влюбились" друг в друга с первого прикосновения, скажу, что наша любовь продолжается и по сей день. Нож имел классические формы "Поренских ножей" с прямыми спусками от обуха в ноль, он был сделан из правильно закалённой нержавейки, которая удачно сочетала все лучшие качества дорогих моделей. Я и сейчас пытался найти и снова заказать эту модель, но из-за сильного износа клейма производителя пока не идентифицировал.
На наших занятиях в центре подготовки, мы с коллегами частенько обсуждаем вопросы по использованию и уходу за имеющимися в коллекциях клинками. Одним из таких вопросов стало приобретение и грамотная эксплуатация Пчака.
Я уже давно стремился приобрести нож на одной из выставок в Москве, на что мой хороший товарищ сказал: "Я скоро лечу на свою вторую родину в город Коканд (Узбекистан), где попытаюсь изучить местный ассортимент и купить достойный экземпляр у местного Усто". Уловив посыл, я не скромничая, высказал свои предпочтения, предварительно засыпав своего коллегу массой информации по этой тематике.
И вот наступил день, когда мечта воплотилась в реальность.
Возвращаясь после очередной тренировки по затемнённой аллее парка, я подошел к подсвеченной зелёными огнями мечете "Медина", возле которой после намаза меня ждал Рустам Сафетдинов (в миру практикующий доктор и отец большой дружной семьи). Поприветствовав меня в духе Ислама, он поинтересовался, как складываются мои дела на поприще наставника, после чего протянул красиво упакованный свёрток, сообщив, что сутки назад содержимое, завёрнутое в пищевую фольгу запекалось на стеках старинного тандыра в одной и пекарен древнего Коканда.
Когда я приоткрыл свёрток, то обнаружил душистый хлеб, в виде солнечного диска, его правильное название произносилось как Свадебный патыр (облупленная лепешка ). Согласно древним традициям, этот ароматический хлеб, подготовленный со сливками и маслом, подавался во время встреч сватов.
Вторым неожиданным даром стал небольшой черный свёрток, из которого виднелась мельхиоровая ручка с вкраплением тотемного символа из черного минерала.
Когда я взял в руки и извлек шедевр из лакированных ножен, то перед моим взором предстал символ востока: легендарный нож Пчак, созданный в единичном экземпляре Усто Хасаном Амоновичем Умаровым. Усто Хасан Амонович является одним из последних носителей традиционной школы изготовления Кокандских ножей, он продолжает традицию мастеров, переняв её у своего отца, и передаёт её своему сыну. С Рустамом мы специально разработали целый план по поиску мастера и дальнейшему продвижению в сторону получения полной информации о Школе, материалах, технологии.....
Рустам отправился на центральный рынок, где ему показали лавку по продаже ножей, в которой торговал достаточно уверенный в себе юноша.
Когда Рустам изучил богатый ассортимент, он обратился к продавцу со словами: "Мне не нужны эти ножи, а нужен мастер".
На что юноша сказал: "Чем вас не устраивает это изобилие?" Но Рустам настаивал на знакомстве с Усто и после веских доводов юноша согласился познакомить Рустама со своим дядей Усто Хасаном Умаровым. Как рассказывал Рустам, Усто Хасан оказался очень проницательным и фанатично преданным своему делу человеком. Он очень расстроился, что у Рустама не было большего времени на пребывание в Кокакнде, поэтому ему пришлось предложить лишь несколько образцов коллекционных ножей, сделанных для выставки в Чехии (все ножи Усто Хасана расходятся по всему миру под заказ, а в наличии, как правило, только "свежие" или оставшиеся от прошлых международных выставок)..
Кокандский
Пчак (усто Хасан Умаров): общая длина 280 мм, длина лезвия 160 мм,
ширина 37 мм, сталь на клинке ШХ-15, 4 мм в обухе (качественно
протравленный и закаленный "звонкий", спуски от обуха в ноль), прибор
мельхиор пропаянный оловом, вставка из рога. Все детали очень аккуратно
подогнаны. Хорошо сбалансирован и удобно сидит в ладони. Заточку держит
хорошо (кромка не заминается), без проблем правится на Триангле. Ножны
стандартные (искож). Овощи и фрукты режет под собственным весом, но это
не в уровень для этого шедевра. Первый "взрослый" тест ножа запланирован
на "Корбан байрам".
Усто был поражен тем, с каким интересом Рустам обратился к теме Узбекского национального ножа, сказав, что он с большой радостью сделает именной нож для Рустама.
Справка, от Рустама:
Мастер (Усто) ножа Умаров Хасан Амонович 1970 года рождения, уроженец города Коканда Ферганской области. Отец Хасана (Умаров Амон Муллоджанович 1941 года рождения (умер в 2002 году), тоже был мастером изготовления холодного оружия, член союза художников СССР).
Это потомственные мастера, самые лучшие в городе Коканде . Мастера Умаровы выставляли свои работы на выставках в Австрии, Чехии, Польше, Голландии, Москве. В данный момент мастер Хасан работает над заказом, который поступил из Багдада. Пару месяцев назад некоторые изделия ( ножи , мечи ) ушли в коллекции Иранских почитателей.
Усто Хасан был в неописуемом восторге узнав, что в России знают и так уважительно относятся к Пчакам, он с удовольствием показал свою коллекцию ножей, которая осталась от отца. Усто Хасан с грустью поведал, что очень много мастеров сегодня переходят на низкокачественные материалы, а их продукция, в основном, рассчитана на туристов, которые берут ширпотреб в качестве пустых сувениров.
Сложно стало и с учениками: все хотят заработать быстро и много. Переживает мастер, что многое уже безвозвратно потеряно. Но увидев мои горящие глаза, он снова начинает вести беседу в мажорной тональности и подливать мне зелёного ароматного чая, а сам Усто не пил, он держал Уразу.
Добравшись до дома, я показал свои подарки, после чего мои близкие накрыли стол, на котором традиционно в это богатое время в изобилии водятся овощи и приправы, которые хорошо сочетались с лепёшкой. Первый тест на разрез я сделал, именно, на лепёшке, он оказался удачным)).
Это стало символическим началом жизни ножа, который воплотил всё лучшее из истории и культуры узбекского народа. Первые впечатления от ножа- это прекрасный дизайн, очень аккуратная работа, учтены все каноны стиля, хорошая развесовка между лезвием и рукояткой, звонкий клинок, лезвие сведено в ноль. Нож, приобретённый у мастера, держащего Уразу, вдвойне уникален!
Тема живо обсуждается на оружейном портале Guns.ru: http://forum.guns.ru/forummessage/97/1053358.html
ОтветитьУдалить