вторник, 7 февраля 2017 г.

Будо- это атмосфера служения, а не потребления.

Хорошее время сегодня для того, чтобы заниматься делом, которое нравится и, в котором есть смысл. Однажды в Эстонии на сборах 2007 года, которые организовал мой коллега сенсей Олег Калюжный (в 2011 году погиб в результате дорожного происшествия), я в очередной раз имел честь общаться с легендой мирового каратэ Ханси Стивом Арнейлом 
(10 дан Киокусинкай каратэ). 
Когда я вышел на построение, то меня не сразу пригласили в первый ряд, так как туда метнулись представители других стран, представлявшие IFK. И только Ханси обратил на меня внимание, скорее на мои длинные волосы и пояс с пятью лычками. Было интересно наблюдать, как Ханси громко вслух пересчитал все полосочки на моём ремне, после чего спросил, как поживает канчо Соэно, сколько мне лет и с какого возраста я занимаюсь каратэ. Я сказал, что у Канчо молодая жена, мне 37 лет из которых я непрерывно занимаюсь каратэ 28 лет. После этого Ханси сказал: "Потрогай меня за нос", я не сразу понял, что он хочет этим сказать. Ханси засмеялся, взяв мою руку и приложил к своему брутальному носу. 
Я помню, как его ровная переносица захрустела при движении влево и вправо. И только после этого я вспомнил историю, как "на заре" Киокушина, бойцы Оямы дрались с представителями разных школ и особенно яростно с тайскими боксёрами. Наш диалог с Ханси проходил прямо в зале, где на нас смотрели сотни удивлённых учеников и сенсеев. Ханси сказал, что в одном из поединков в Японии, ему локтем полностью проломили нос и уже в таком виде он отправилася к своему приёмному отцу Ояме, сказав: "Сосай, мне сломали нос" на что Ояма ответил: "Стив, а я тут причем, это твои проблемы. Я обучал тебя защите, но ты ею не воспользовался". 
Как сказал Ханси Арнейл, в те годы в Японии только начинали делать пластические операции, в результате чего ему поставили титановый протез, который он носит и по сей день. Так близко я никогда не общался с Ханси, хотя видел его не раз. Когда я сам дрался в Москве с ульяновскими бойцами, Ханси очень справедливо судил наш бой. 

Когда мы оба рассмеялись, Ханси переменился в лице и очень строго прокомментировал невнимательность своих инструкторов (неуважение) к шихану из "другой" организации. Я принял извинения своих коллег из России и Украины и мы приступили к работе. Семинар проводился в рамках обучения 1-3 данов IFK, поэтому мне там особенно делать было нечего, так как это всё я уже в сотый раз повторил и усвоил. На семинар я поехал ради того, чтобы в очередной раз пообщаться с человеком, которого я искренне уважаю и ценю за вкалад в развитие каратэ. А ещё мне хотелось показать своим ученикам этого легендарного педагога.
Когда закончилась вечерняя тренировка, которую блестяще провёл Ханси, прямо в зал привезли горячие пирожки и чай. Я наблюдал следующую картину, как все молодые участники семинара гуртом набросились на эту еду и чай, при этом не предложив еду своему Учителю (Стиву Арнейлу на тот момент был 75 год, не говоря о том, кто этот человек в истории Киокушинкай). 

Когда я посмотрел на своих учеников, опешивших от происходящего, я дал команду всем ребятам остановиться. После этого я подал поднос с едой Ханси и извинился за всех участников этого недоразумения. Ханси Арнейл, наверное, подумал: "И этим людям я передаю каратэ и дух Будо?", но в слух этого не сказал. Я тогда тоже задумался, что сегодня в том каратэ много формы, но теряется содержание. Люди из Москвы и Киева приехали сдавать тест на черный пояс, а элементарных навыков приличия не имеют. Позорище на весь Киокусин и только. Во времена Оямы о таком невежестве даже нельзя было и подумать. 

Мне было приятно, что мои ученики (6-2 кю) не проявились в этом эпизоде, как одержимые своими слабостями. Скорее всего их воспитание в своих семьях и нашем клубе было верным. К тому же и технику (кихон и рэнраку) они показали настолько хорошо, что Ханси публично заявил: "Эти ребята из Додзё Хатмуллина показали эталонную технику и прямо сейчас я готов присвоить им черные пояса", а мне Ханси сказал: "Шихан, было бы хорошо, если бы ваши ученики не растворились в ММА и Тайском боксе, а понесли знамя Будо-каратэ дальше". 

Мне было приятно узнать мнение уважаемого мною человека, для себя я тогда понял, что это очередное месседж на новые свершения в собственном развитии и движении вперёд. Наверное, было бы хорошо, если сегодняшние сенсеи в контексте с техникой прививали и чисто человеческие понятия. Давать в руки Беоевое каратэ следует только тем, кто будет способен воспользоваться им не во зло.

Когда я жил в Японии и тренировался Хомбу Додзё, то  очень редко слышал о завоёванных медалях и спортивных достижениях участников. В Додзё всегда проживали "Учи-Деси" (внутренние ученики) из Монголии, Франции, США и Японии, которые всегда пребывали в  атмосфере СЛУЖЕНИЯ (ломали собственное эго), которое заключалась в беспрекословном выполнении указаний инструктора, содержание в идеальной чистоте зала, стирка: до-ги, шорт, футболок и другой вспомогательной экипировки за старшими (на закате). Уборка территорий (на рассвете). Подача питьевой воды старшим бойцам работающим в ринге на лапах или в спарингах. Приготовление еды. Мгновенная реакция на звонки в Хомбу Додзё, трубка всегда поднималaсь до начала второго гудка. (сегодня похожие схемы воспитания сохранились в профессиональном Сумо).

В своём блоге я специально не касаюсь таких вещей: как количество медалей, званий и прочего ширпотреба. Блог я пишу в таком ключе, как было бы интересно читать мне самому в настоящем времени. Наверно, мало кто запомнил этот случай тогда, но сегодняшнее повествование будет полезно многим, так как блог работает прямо.

Комментариев нет:

Отправить комментарий