Одним из ярких воспоминаний о жизни в СССР у меня всегда были: боксёрские перчатки, набитые конским волосом, кеды (резиновые туфли, выпускаемые на заводе "Красный Квадрат", который постоянно горел) и железо в виде ломов, гирь и гантелей, "живших" в гаражах и кладовках советских людей. Правда, я не могу припомнить ни одного человека из своих знакомых, кто активно ими занимался, в основном железо ржавело в дальних углах или служило гнётом во время солений грибов или рыбы. Один из моих знакомых с говорящим погонялом "Слон" (не из-за наличия хобота и бивней, а габаритов и силы), использовал гирю 16 кг вместо кувалды, забивая колья в огороде, при этом даже не допуская мысли, что это спортивный снаряд. Гирями в юности я не занимался, так как воспринимал их как пережиток прошлого, мне всегда казалось, что гирями занимались цирковые силачи. В юности я увлекался только гантелями и турником.
В соседнем с нашим Sen-E/Kyokushin/Shidokan Додзё располагался зал тяжёлой атлетики, в котором преподавал легендарный советский чемпион Василий Матвеевич Степанов (серебряный призёр Олимпийских игр в Мельбурне, Место рождения: Ленинградская область Дата рождения: 27 декабря 1927 года, Смерть: Латвия, г. Рига (8 апреля 2011 года, 83 года). Василий Матвеевич приучал нас к железу грамотно, показывая только базовую технику и дыхание во время занятий, до сих пор помню его живые глаза и любовь к тем, кто приходил на его занятия. Василий Матвеевич принимал всех радушно, помню что в его качалке занимался известный в криминальных кругах города цыган по имени Раджус "Раджа" (взорванный в девяностых), было много работяг и школьников со всего района.
Такую популярность в нашем городе имел только тренер по боксу Андрей Леонтьевич Долгов. Василий Матвеевич сумел создать атмосферу, которую я встречал только в зале борьбы на старой "Маскачке" у Андрея Трубецкова и Иосифа Ковчи в старом помещении клуба SKITS горда Ливаны.
Никакие диеты из современной химии Василий Матвеевич не признавал и своим ученикам всегда советовал сбалансировано питаться из гастронома (в те годы продукты были натуральными на 100%) и регулярно тренироваться, как это делал он сам. Когда я спросил у него, как нужно питаться для того, чтобы набрать мышечную массу после подготовки к чемпионату страны по каратэ, он мне однажды ответил: "Я сегодня с утра нажарил 7 яиц с мясом и после сытного завтрака, пошел на тренировку", в то время ему уже было за семьдесят и он активно двигал железо. Говорят, что он плохо передвигаясь на ногах, до последнего дня занимался железом и преподавая в каком-то подвальном закутке, созданном его верными учениками из Кенгарагса. Помню, что в зале Василия Матвеевича всегда был идеальный порядок, а Василий Матвеевич нас учил не разговаривать во время тренировки и не перешагивать через штанги, гири и гантели, говоря что это одушевлённые предметы и они заслуживают уважения. Помню, что в начале восьмидесятых, качалка была прямо в большом Додзё (размер школьного зала) и каждый вечер десятки мужчин работали над своим телом. Женщин в те годы в качалках не было, так как не было приемлемых условий и экипировки для дам.
Старшие иногда называли Василия Матвеевича "Матвеич", я себе такого никогда не позволял, потому что знал, какая личность наш наставник. Меня Василий Матвеевич всегда считал не учеником, а коллегой, так как мы работали под одной крышей клуба "Факел" на Маскачке, но я до сих пор себя считаю его учеником и следую его системе. Только Василий Матвеевич проявлял любовь к снарядам, почти такую же, как люди любят кошек и собак. Как бы сильно он не уставал, он всегда старался тихо вернуть штангу или гантели на крепления и маты. Этому не научить, это надо самому прочувствовать и принять.
Я сам видел, как фанаты тяжёлой атлетики из Германии и Австралии присылали Василию Матвеевичу конверты с открытками и вложенным туда же дойчмарками и долларами. Василий Матвеевич очень удивлялся: "Зачем люди вкладывают деньги?". Сделав перевод писем я ему тогда пояснил, что люди хотят получить автограф от легендарного спортсмена и, что-бы компенсировать расходы на пересылку обратно, люди сами оплачивают услуги почтамта. Помню, что Василий Матвеевич всегда ждал, что-бы Россия о нем вспомнила и прислала открытку или поздравление с днём Рождения, но этого никогда не происходило. Его это всегда расстраивало, так как он считал, что о нём забыли на исторической Родине, что было абсолютной правдой. Не планировал писать о Василии Матвеевиче, но воспоминания вернули в то время.
Для полноценного развития не нужен огромный зал со снарядами и станками, а нужно здоровье и желание. Мы все поднялись из подвалов и школьных площадок, на которых круглогодично работали, получая удовольствие.
Комментариев нет:
Отправить комментарий