воскресенье, 7 июля 2024 г.

Shikon GRAPPLING (1998-2024)

Успешно "загнивающий" West продолжает интересоваться моей работой не стесняясь в открытую выражать свои интерес и признательность за освещение нашего творчества в парадигме единоборств и спорта. Сегодня из Италии (Генуя) написал человек, по имени Alessandro, который изучает мой блог.

Он представился, как человек занимающийся grappling в свои 43 года (оставив греко-римскую борьбу по причинам её не интересности). Как оказалось Alessandro не был голословен, когда сделал комплимент нашей работе и единоборствах, он хорошо изучил материал и свободно комментировал выступления Равия Иксанова, назвав его великим чемпионом. С Alessandro мы сразу сошлись на теме grappling, как будто уже давно общаемся вживую, наверное это и есть сила братства, как это принято у борцов и боксёров.

Я сам очень ценю именно grappling, как оптимальную дисциплину борьбы в парте, при том, что сам Пророк Мохаммад (да будет доволен им Всевышний) боролся и завещал следующим поколениям именно борьбу, а не кулачные бои.
Недаром весь Исламский мир демонстрирует высокий уровень борьбы, а не боксинга в голову (мма, кик, бокс, каратэ). Но есть и исключения, когда люди за деньги выходят на потеху зрителям и портят лик себе и соперникам (мма, бокс).
В Исламе запрет на удары в лицо сопряжён с тем, что лицо является главной частью поклонения в Намазе и оно должно быть в том виде, как создал его Всевышний, а не изувеченным после пропущенных ударов.
В этом из заключается поклонение Всевышнему, который дал четкие указания разрешённого и запретного.
Но в спортивной борьбе тоже существует множество травм лица в виде рассечений, переломов носа и ушей, повреждения зубов. В моей практике было несколько случаев, когда в Shikon Dojo приходили молодые люди со сломанными носами и ушами ("пельменями") полученными в детских секциях спортивной борьбы (вольная и греко-римская).
Им не была оказана своевременная медицинская помощь, не говоря уже о неправильном тренинге со стороны наставников. Но в Исламе нет запрета на изучение ударных дисциплин, только под запретом поединки, поэтому мы преподаём людям ударную составляющую, при этом разъясняя установленных  Шариатом правила.
Если мы считаемся специалистами в области прикладных единоборств и спорта, то подавляющее большинство людей делают выбор на основании рекламы и советов своих близких, не понимая системы развития и достижения результатов. Особенно виден всплеск активностей и выбор "направлений" после того, как прошли очередные турниры с участием кумиров.
Одни из народных депутатов вышедшей из спортивной борьбы утверждал, что мма -это не вид спорта. В чем я с ним полностью согласен, это правила проведения боёв для всех, кто умеет "бить и бороть")). При этом в некоторых постсоветских странах мма сделали государственным видом спорта, не послушав депутата. Это было краткое пояснение, что борьба- это отдельно в спорте, а в бою- это одна из составляющих победы.
Условно весь мир спорта делится на сгибатели и разгибатели, так вот борьба это восновном сгибатели, начиная от пальцев, заканчивая двуглавой мышцой, а ударка - это разгибатели. Поэтому борцунам легче научиться бить, нежели боксунам бороть)). Это продиктовано и развитием мышц, которые необходимы в борьбе и менее развиты у представителей ударных дисциплин. В моём случае была серьёзная травма задней части бедра в 1999 году (разрыв мышцы), когда я проводил бросок через плечо на отработке приёмов в Вентспилсе (помещение клуба "Пограничник").
Мышца порвалась с характерным звуком, который слышали многие участники, после чего появились болевые ощущения. Мышцы в борьбе необходимы с определёнными свойствами: скорость, выносливость, сила. Вложить все эти качества самая большая удача, при правильном тренинге и питании.
 
Grappling, занимаюсь с июля 1998 года. Тренировался у: Romualdas Navickas (в Литве "Azuolas"), Yoshiji Soeno (в Японии "Shido Dojo"), Takashi Azuma (в Риге "Satori Dojo"), Toshimichi Akagi (в Японии "reversal Tokyo Standout"), Yuki Naki (в Японии "Paraestra-Tokyo")
 Hiromitsu Kanehara (в Японии "Kanehara Dojo"). Впервые с grappling я столкнулся летом 1998 года, в рамках новой работы в ассоциации Shidokan, где в американских правилах боёв Samurai Rulles Triathlon  был и grappling. В то время я пытался выступать в боях: karate, kickboxing и mma, но это было не так развито, как сегодня, параллельно тренируя своих коллег.
Если сегодня я выбирал бы для себя вид спорта, то это были бы street workout, grappling и triathlon.Что касается детей, то grappling, при условии грамотного наставника (с дипломом профильного ВУЗа и спортивным опытом) рекомендован, как наиболее безопасный и хорошо развивающий уже с 7-8 лет, плюс плаванье.
В grappling нет больших нагрузок на позвоночник и вся работа происходит с собственным весом, что благоприятно сказывается на здоровье в целом, при этом очень равномерно прорабатывается мышечный каркас.
При том, что grappling безопасен при правильном изучении и тренинге, он вполне эффективен в бою, так как изобилует массой удушений и болевых приёмов. Я пришёл в grappling через ММА, а не наоборот, как это часто бывает. Обладая качественной ударной техникой, я имел только факультативное отношение к борьбе в партере, поэтому это для меня имело значение в плане выживания.
По этой причине я всегда предлагаю борьбу всем новичкам, так как она не так пугает, как бокс или каратэ в случае неудачи. Борьба позволяет выпустить "пар" и у взрослых, при минимальном шансе получения травмы, особенно в доминирующем партере. Борьба забирает большое количество энергии, так как произвести приём гораздо сложнее, нежели нанести удар.
Grappling- мне интересен, как умный fitness, который даёт возможность играть в интеллектуальные  игры, по примеру: "что? где? когда?", при этом ещё и прогреваясь физически.Мне повезло с наставниками, которые сами были чемпионами и воспитали чемпионов. Они нас учили не бороться с борцами, не боксировать с боксёрами и не бить ногами с каратистами. Вот так мы и учились мыслить и по возможности побеждать.
Борьба за выживание, сама хорошо обучает и убирает всё не жизнеспособное, поэтом надо находиться ней во время до и после. Изначально, о борьбе я узнал от представителей уголовного розыска СССР, офицеры которого нам преподавали базовую технику из боевого САМБО в 1985 году. Но это были стандарты из методички, которые потом повторились и во время службы в Пограничных Войсках СССР.
Именно служба стала трамплином в активное каратэ и борьбу, так как один из моих украинских "дедов" (Олег Сытник) был сильным  "киокушиновцем", а второй "кардан" Andris латвийским самбистом. Если с Сытником я не успел пообщаться, он быстро уволился, а вот с Andris мы иногда встречались в спортзале. Он был настолько развит физически, что приёмы ему были не нужны. Я таких людей встречал всего пару раз в своей практике, недаром у него было уважительное погоняло "Gorilla".
Даже мой бывший наставник Yoshiji Soeno успел словить бонус от Mas Oyama на первом чемпионате по каратэ, когда вместо удара, провёл классический бросок из Judo в итоге став победителем. Но, самыми полезными тренировками были занятия у Romualdas Navickas (чемпион каратэ и вольной борьбы в СССР, наставник: Evenius Sklifus, Arunas Jushkjavicus, Kestutis Arbocius, Aurimas Grimadas, Gedeminas Zabotkus, Jordanas Poshkaitis, ..). Имея навык базовой борьбы, он переработал это в grappling, тем самым уже в 1998 году, показывая то, к чему сегодня пришли стандарты мирового grappling. Поэтому бразильцы для меня "не о чём", на фоне советских мастеров, как Александр Федоров, плюс японские мастера дзюдо Kodokan Judo.
В токийском Hombu Kodokan я провёл много часов, в перерывах между собственными соревнованиями  Pancrase-ММА и All Japan Kickboxing, наблюдая за тренировками японских мастеров в главном Judo Dai Dojo. Я очень высоко ценю Kodokan Judo, как основоположника борьбы в партере в пику "бразильскому джиу-джитсу".
Кстати нелюбовь к "бразильскому джиу-джитсу" мне привили наставники в девяностых, показав, как следует бороться без маркетинговых вливаний в рекламу, побеждай только на классе. И даже сами титулованные мастера черных поясов Judo/BJJ из числа моих учеников в ММА, сегодня негативно отзываются об этом бизнесе из Бразилии. 
Так называемые "джитсеры" в те годы улетали на настил, сразу после первого же захвата за кимоно с гарантированной болячкой. Как мне сегодня рассказывали ребята из Ижевска с которыми мы вступали на чемпионате Мира в Японии, подобное происходит и по сей день, когда выходят разрядники по Самбо и Дзюдо, против разрисованных "patch" кимоно. Зачастую за "patch" известной школы ничего не находится, поэтому мы предпочитаем носить собственные логотипы, созданные в концепте нашей работы. И отвечать за свои действия наглядно и по факту. А факты дело серьёозное, поэтому дальше поделюсь ими уже как наблюдатель со стороны.
В 2016 году я предложил президенту федерации Джиу-джитсу РТ Калимуллину Айрату Дамировичу (недавно ушедшему из жизни), познакомить его учеников с японским татами в правилах IBJJF и grappling, где у нас сложились успешные отношения с руководством японской федерации BJJ (Yuki Nakai) и несколькими и кубами в Токио (Paraestra-Tokyo, reversal Tokyo Standout, Kanehara Dojo).
На что он ответил, что это будет большим шагом в развитии представителей РТ. Добавив, что ещё в 2015 году в РТ люди вообще не знали, что такое "newaza" (grappling), по старинке занимаясь САМБО и Judo. Мне понравился один из его тезисов, о том что "Judo- это для избранных, так как провести бросок могут не все, а вот Jiu-Jitsu Newaza, оно для всех, там все проще, упал и борешься".
Те, кто не тянет в Judo, переходят в JJ Newaza, но не наоборот". Тогда я проанализировал вышесказанное и всё оказалось так. Я предложил самому Айрату Дамировичу выступить по ветеранам в составе нашей команды, так как nо регулярно выходил на татами, но его подкосила болезнь, а потом начали закрываться границы.
Помимо практики самой практики с тренером, я получил напутствие о том, что человек может развиваться и без наставников, если погружён в материал. Условно говоря, мой тренер сказал, что мне не нужен наставник, теперь я всё должен сам придумать и реализовать уже из собственной практики и накопленных знаний., так как всю базовую технику я получил в 2000 году, сдав самый сложный тест на Shi-Sandan.
Интернет сегодня позволяет узнавать новые принципы подготовки, поэтому я иногда вникаю в детали интересующих приёмов в исполнении различных мастеров. Мне всегда был интересен Stephan Kesting в плане подачи материала, так как мои представления о борьбе во многом похожи на его методики.
Я так и поступил в последствии, создав собственную концепцию (не стиль) тренировок и боёв, которая оказалась не похожей на другие, как в методике, тактике и в стратегии, позволив моим коллегам одерживать победы в турнирах по grappling в кимоно и без, являясь базовыми ударниками.
Было интересно наблюдать за местными борцами, когда на награждение выходили наши участники в эмблемах каратэ, показав высокий класс именно техники удушений и болевых приёмов, а не проходов в ноги и баллов за перевороты.

Помню как Айрат Дамирович смеялся над тем, что люди из каратэ стали законодателями стиля на международном турнире Kazan Open- 2016 (AK Bars Hall), где Юрий Корнеев (-69 кг) одержал пять побед болевыми и удушениями, при предвзятом и одностороннем судействе, став чемпионом в самой многочисленной категории. 
Являясь сертифицированным рефери японской ассоциации, я смотрел на весь этот "колхоз" сожалея, что сильные борцы будут засужены в угоду "большинства". Из турнира в турнир видя подобное, я сказал Юрию, что ситуация повториться как и на чемпионате Татарстана, где по балам победу одержали его оппоненты. Только болевой или удушение позволят снять все вопросы, так оно и вышло. Юрий показал лучшую борьбу всего турнира, за что был отмечен похвалой руководства Федерации.
Айрат Дамирович тогда прокомментировал  одностороннее судейство в пользу представителе bjj, тем что пришлось пригласить представителей bjj в судейскую бригаду. Поэтому, если не удавалось задушить или взять на болевой никаких вариантов не было, судили только за своих. Я поднимал этот вопрос публично, но кроме хамства представителей bjj ничего не последовало. Поэтому  никакой коммуникации и признания их побед в тех турнирах у нас нет.

Именно в нашем казанском Shikon Dojo (Ilmar-City) мы первыми с 2009 года обучали местных борцов технике grappling (Gi/No-Gi), после чего провели ряд квалификационных турниров "Only Man" с местными и поволжскими клубами.
Мы судили по системе профессионального grappling, так как сами работали в этом векторе, делая акценты на применение болевых и удушающих, а не на выведение из равновесия и набор балов за возню в партере. Это очень понравилось победителям турнира и сильно огорчило местных лузеров, так как до этого они выезжали только на баллах, подаренных их же коллегами. А танцы и удушения- это сильно разные вещи.
Мы тренируемся в стиле старой школы "ко-рю" old school, где люди боролись до болевого или удушения, так нас учит Budo. Именно эти вещи мы применяем в ММА, где ещё и прилетает с рук и ног, при этом в те годы мы встречали представителя BJJ только на трибунах, а не в октагоне, куда сами заходили регулярно.
В октагоне баллы не начисляются и судья помочь не может, там могут и побить ненароком. А то что в ММА много "джитсеров" по это не про местных, а про тех, кто в теме. А до этого в 2016 году Равиль Иксанов выиграл Чемпионат РТ-2016 по мастерам с первой попытки. По причинам предвзятого судейства мы и прекратили выступать в РТ на турнирах "newaza", выбрав Японию (JBJJF), как место силы и справедливости. 
Характерно и то, что первый крупный турнир по grappling в РФ "Russian Grappling Championship Gi/No-Gi) мы посетили в Самаре- 2013, где выступили общей командой (Равиль Иксанов -чемпион РТ, Мира в правилах "newaza", участник чемпионата Японии), Юрий Корнеев- чемпион РТ в правилах "newaza", Марат Гарифов).
Все боролись в разделе (Gi "kimono"), соответственно в своих весовых категориях. Мне тогда очень понравился уровень борцов в группах наших участников и судейство было на хорошем уровне. Наиболее удачно выступили Равиль и Юрий, проведя схватки с призёрами и чемпионами веса. Марат тогда проиграл быстро чемпиону абсолютного веса, но это ожидалось, так как разница в весе был порядка тридцати килограмм.
Россия сегодня быстро развивается во всех направлениях, где есть возможность заработать репутацию и средств на развитие, поэтому и появляются сильные борцы. Главное, чтобы они сумели себя реализовать не оказавшись в изоляции от борцовского мира, как это было в СССР. Сегодня пришёл к тому, что наставник мне необходим только, как духовное явление, который может изъясняться лишь аллегориями и языком Эзопа, всё остальное ведь на поверхности, главное это видеть и принимать.
Grappling -наиболее динамичен и смотрится гораздо интереснее, нежели борьба в кимоно "newaza", поэтому лучше подходит для соревнований. Когда мы в конце девяностых уже выступали в ММА, мы не стремились побеждать в партере техникой grappling, так как у нас хорошо получалось вставать в стойку после пропущенного прохода в ноги и корпус. После чего у борца оставалось мало шансов применить технику, а у нас он появлялся и мы его использовали по полной.
Что я хотел сказать в этом посте? Grappling- это полезная для здоровья система мышления и тренинга, которая в моём случае лишь опция в подготовке ММА, где с моей точки зрения ударная составляющая является главной (более эффективной, что и показывают крайние турниры ведущих промоушинов: UFC, ONE, Pancrase, Shootoo, DEEP, rizin.. , при том, что топовые бойцы умеют хорошо защищаться в партере и не терять скорость в стойке..)
Поэтому лучше начинать с grappling в любом случае, так как в ММА он потребуется, а может случиться так, что на grappling всё и закончится. Не все рождены для ММА)))
В нашей истории было несколько моментов успеха, которые для других участников могли быть рядовыми событиями, а для третьих- пределом мечтаний. Сегодня Мир быстро меняется и я по мере возможности публикую воспоминания без изменений, так как оно было на самом деле, но с позиции участника, а не наблюдателя.
В мои функции тех лет входило три обязанности: обучение спортсменов единоборствам, организация мероприятий и собственные выступления на турнирах. Сегодня я не знаю подобных случаев продуктивной работы среди своих коллег, но это и есть профессиональный подход к делу, так как я занимался исключительно своей профессией.
Японский лидер Yoshiji Soeno, в 2004 году мне в Riga сказал, что подобная схема очень ценится в Японии, когда человек не работает на нескольких работах, а сконцентрирован только на одном. Для меня это не стало откровением, так как я с детства планировал заниматься именно этим.