вторник, 28 июля 2015 г.

Bыбрать наставника с правильными "настройками".

Меня иногда спрашивают начинающие коллеги, навеянные романтикой из фильмов про "Ниндзей черепашек", как я "дошел до такой жизни", в которой моё каждое действие подчинено тренингу духа и тела. Я специально не коллекционирую дежурные истории, о том, как формировался мой мир в Экс-Будо, но, как и раньше я стараюсь не растерять те знания, которые приобрёл за время изучения. 
Я считю, что очень важен первый опыт входа в Додзё и те навыки, которые закладываются на старте. Всегда было трудно выбрать того наставника, который бы мог качественно донести истинные знания до того момента, как его идея начинает работать в твоём воплощении.

В сентябре 1979 года я впервые окунулся в мир идеологии каратэ, который в большей степени строился на таких вещах, как формирование определённого образа жизни, в который входили такие аспекты, как: изучение этикета (поведение в Додзё), самоконтроль (управление своими эмоциями), режим вне Додзё (регулярность выполнения поставленных тренером задач "домашнее задание"..)....
Насколько я помню дела 36 летней давности, то в большей степени остались впечатления от выполнения простейших элементов, таких, как стояние на кулаках и в стойке киба-дачи. Передвижения в дзенкутсу-дачи всегда сопровождались подсечками и пинками в живот, а так же присутствовали регулярные "побои" в виде ударов по бёдрам и плечам поясом от кимоно. Тем, кто ожидал от занятий экзотики и полного спектра базовой техники, такие занятия сразу наскучили и они покинули группу, меня же привлекал дух, а не форма, поэтому я остался. Не форма, а дух связали всё в Путь, по которому пытаюсь двигаться и сейчас. 
Я считаю, что правильно предложенная форма занятий в 1979 году Кондрашиной Ольгой Сергеевной (один из наставников нашей группы, мастер спорта по акробатике ) позволила нам идти ровно и по сей день. Очень важно для начинающего адепта попасть к грамотному наставнику, как в плане спортивных технологий, так и педагогической составляющей. 
С моей точки зрения, невозможно поднять спортивную составляющую без надлежащей дисциплины. Сегодня я вижу много тренеров (с педагогическим образованием), которые не похожи на тех, кому поручено взрастить новое поколение. Первое, что сразу бросается в глаза- это облик, так называемых тренеров (многие заплыли так, что их подбородки сразу переходят в живот, а неопрятные ногти на конечностях говорят об их принадлежности к неандертальцам). Для тех, кто выбирает путь в единоборствах- это должно сразу дать повод задуматься о том, имеет ли отношение данный человек к спорту или нет. Надо помнить, что подобное рождает подобное. 

Я регулярно занимаюсь на лучших спортивных объектах нашего города и не раз встречал, как некоторые тренеры (не снимая костюмов "РОССИЯ") выходят перекурить и в нецензурной форме пообщаться по телефону с себе подобными. О чем можно говорить, если на прошлом чемпионате России по гребле, так называемые тренеры "глушили водку" прямо на газоне, в 20 метрах от соревнующихся ребят.

В гребле такие вещи "прокатывают", а вот в единоборствах с тебя могут спросить и там уже не "прокатит". Мир единоборств тем и прекрасен, что, как однажды сказал Герой России Сан Саныч Карелин: "Борьба- это узаконенный эгоизм" и многие адепты очень внимательно относятся к тому, что происходит на этом поприще. Проще говоря, за многие вещи, которые сегодня в некоторых видах стали нормой, в единоборствах по-прежнему являются нонсенсом. В единоборствах важным является, то, как живёт и развивается сам наставник- это повышает вотум доверия к его практической деятельности.
Резюмируя первое, очень важно выбрать наставника с правильными "настройками".

Второй момент- это, то как  материал работает. Условно говоря, наставник не курит и не пьёт и, даже, не ругается матом, при том он преподаёт вождение автомобиля, не имея на это права и соответствующей квалификации. Это ведь не нормально с позиции здравого смысла!!!

Так и в единоборствах, важен уровень самого наставника (желательно и как бойца), но в большей степени, как специалиста-преподавателя. Вы ведь пришли учиться, а не побеждать наставника (хотя, одно другому не противоречит). В этом ключе наибольшее влияние на меня оказали литовские мастера, создавшие собственную концепцию на базе традиционных форм борьбы, китайских форм кулачного боя и академических спортивно-медицинских технологий.
Мне было с чем сравнить за 16 лет, после знакомства с их творчеством. Ответственно заявляю, что в Японии подобного уровня понимания единоборств даже близко не наблюдается. Япония прекрасна тем, что там сумели сохранить традицию, но не уровень. Уровень есть у того, кто участвует в реальных боевых действиях, а не в анимэ.

Мой сказ о том, что зачастую всегда было очень сложно найти человека, который подходит по обоим критериям. Вот если такое происходит, то это большая удача, за которую стоит ухватиться и поработать над собой в компании такого наставника (в единоборствах таких людей называют Сэнсей). Единственное, что может не сложить этот союз, так это сам отказ Сэнсея на совместное сотрудничество.

Но- это другая сторона медали.

Комментариев нет:

Отправить комментарий