воскресенье, 3 мая 2020 г.

"内弟子" подмастерье (Uchi-Deshi) +/-

На днях снова на глаза попался сюжет о внутренних учениках "内弟子" (Uchi-Deshi)  в разных школах единоборств. Мне довелось проходить службу в Пограничных войсках КГБ СССР и сорок лет непрерывно заниматься каратэ, поэтому уже есть с чем сравнивать и "отделить зерна от плевел". Мне довелось видеть несколько Uchi и Soto- дэси (внутренних и внешних учеников) в Японии и России, которые прошли этот путь в векторе Каратэ не 30 дней, как это сейчас модно в корпоративной среде, а более десятка лет.
Среди этих людей были как азиаты, так и европейцы. Сама идея не нова, но в определённом виде очень полезна для становления характера и развития в данном направлении. Возможно, что я огорчу поклонников старой формации, поэтому поделюсь тем, что я извлёк из собственного экскурса в эту тематику. "Uchi" очень похожи на "учебку" в армии, где мало учат и много поучают, в основном те, кто уже вкусил тяготы элементарного послушания, через хозработы (уборка Dojo, готовка пищи, стирка собственных вещей и старших учеников, полная лояльность наставнику и старшим,...) и примитивные тренировки на кихон и физо. В армии такой статус послушания называют "дух". 
Наблюдая азиатских Uchi, в Японии, кто прошёл жернова института "Внутренних Учеников"- это далеко не самые самостоятельные люди, поэтому я сегодня не буду указывать их имена, чтобы не бросить тень на их репутацию перед учениками. Как я увидел- это люди не умеющие жить без "крышки" в виде минимального удобства, меняя это на лояльность боссу, алкоголю и еде. 
Подобная история сегодня очень ярко высвечивается в комнатах Бея (Sumo) и Хомбу (Yakuza)  криминальных группировок.
В Японии не встречал ни одного Uchi деси, с хорошем уровнем образования и высоким интеллектом (европейские "аскеты" не в счёт, так как многие из них- это "блатные", которые были в состоянии за весь это театр, заплатить хорошие деньги и быть на "легком" режиме, а не на строгом: "Кто же будет резать куриц, которые несут золотые яйца?"). Как правило- это люди из семьи, где они были не нужны, по причинам алкоголизма их родителей, или сложным отношениям самого человека с семьёй. Впоследствии некоторые из азиатских Учи деси, оказавшись без босса, не смогли себя найти в собственной жизни и имеют проблемы с алкоголизмом и, как следствие, с cупругой.
Мне же близок вектор Soto, именно, как Пост (аскеза) в которую сам адепт погружается и без внешнего воздействия сам достигает поставленных уровней. Возможно, что мои рассуждения достаточно абстрактны, но я имею ввиду конкретных людей из пантеона Uchi, имена которых назвать тоже не буду, чтобы не поставить одного, выше или ниже другого. Те кто в теме, знают о ком я излагаю, так как предварительно я поделился о том, что пишу на эту тему. Возможно, что те, кто не смог себя найти с моей точи зрения, так себя не считает.

Места заключения, в которых сегодня отбывают наказание за преступления бывшие чемпионы, в какой-то степени тоже являются институтом Uchi, так как там в замкнутом пространстве и в постоянном стрессе, приходится двигаться вверх или вниз, каждый понимает это по своему. Возможно, что в этой системе координат, происходят качественные изменения психики, которые очищают сознание или наоборот.
Uchi в сегодняшних реалиях, это экзотика лишь за ваши деньги, которую японцы пытаются выдавать за истину в последней инстанции. Достаточно много фальши в этих историях, так как зачастую они внедряются в организациях заинтересованных в количественных показателях, в ущерб качеству. 
По большому счету, сами японцы говорят, что их система воспитания зачастую не позволяет раскрыться человеку в той мере, которая позволяет раскрываться западным адептам. Простой пример: "Запад создаёт концепты, а Азия их реализует в лучшем виде". Я ни разу не слышал, чтобы японские идеи реализовались в USA (кузнице мировых концептов), а вот американские истории, сегодня отлично реализованы в Yamato (кузнице мирового качества). Один из примеров- это производство джинсов в Yamato затмило, американское, как в качестве, так и технологии. Хотя все японские джинсы, если не брать окрашивание ткани индиго, были скопированы с американского Levis.
Я сегодня пришёл к тому, что для меня быть лучше внешним учеником (Soto), которым я всегда и был, умеющим на собственном самоконтроле погружаться в процесс обучения и служения, нежели следовать по поводу из без, за Учителем. Такие мысли стали возникать уже с годами и опытом, так как несовершенство наставников в той или иной степени очевидно по различным аспектам. Каждому следует достигать уровня такого самоконтроля, чтобы наставник требовался исключительно, как инструкция на удалёнке, так как "вождизм" убивает личность. Проще говоря: "Обучайся в Додзё целеустремлённо и с усердием, получая информацию, анализируй и адаптируй под себя".

Комментариев нет:

Отправить комментарий