суббота, 12 июня 2021 г.

Медаль Краснознамённого Прибалтийского Пограничного Округа и история её возникновения.

 В 2019 году после того, как мы изыскали средства, построили и открыли первый Монумент Пограничникам в городе Казань, каждый из инициативной группы был награждён в различной степени собственного вклада в общее дело.
Помимо награждения нескольких лидирующих групп ветеранов ПВ в РТ наградами общего порядка для музеев и красных уголков, было несколько награждений и ветеранов ПВ СССР, которые в большей мере продолжились на последовавшем Боевом Расчете -2019 года у Монумента Пограничникам.
По решению совета ветеранов Вентспилского Пограничного Отряда (в/ч 2335) из Башкортостана (г.Нефтекамск), я был награждён памятной медалью  КППО из рук генерал-майора ПВ КГБ  СССР Фархетдинова Халила Хайриевича, курировавшего и наш Отряд. 

Это моя вторая медаль, после того, как ветераны Балтасинского района в лице Рината Зарипова наградили меня медалью 

"Защитник Границ Отечества" на аверсе сo служебной собакой. Сегодня в РФ очень много людей носят различные награды, которые можно свободно купить в магазине или заказать на сайтах. В СССР это было возможно только с разрешения властей, за подписью военкома и занесением в специальный журнал.
Помню, как мой Дед, который прошёл всю ВОВ однажды мне сказал, что его вызвали в военкомат города Нефтекамск с целью вручить очередную награду к юбилею Победы в ВОВ. Когда Дед вернулся на его пиджаке висела новенькая медаль, которую он сразу убрал в коробку, где была ещё масса юбилейных медалей. Дед был легендарным офицером и ему лишний пафос был не нужен, так как его земляки на малой родине в деревне Кигазы Тамак всегда им гордились, не говоря уже о том , что мы считали его главой нашего рода. Дед носил только орденские планки, а на День Победы надевал костюм с орденами Великой Отечественной Войны и орден Красной Звезды, врученный ему ещё в годы ВОВ. Сегодня все награды Деда хранятся у нашего старшего брата.
Я же дорожу только знаком "Отличник Пограничных войск" и "Старший Пограничного наряда", которые мне были вручены командованием МКПП "Вентспилс" на Боевом расчете перед лицом моих боевых товарищей. Две юбилейные медали которые мне вручили в Казани, ровно на тридцать лет старше моих боевых знаков и воспринимаются иначе, но мне стало интересно их происхождение я хочу поделиться историей с коллегами и читателями блога.
Недавно я сделал предложение старшим коллегам из в/ч 2335 отметить нашего сослуживца Евгения Панфилова из города Щёлоково медалью КППО, который и сегодня продолжает своё служение народу, помогая людям в таких направлениях, как улучшение экологи, прав человека в векторе без барьерной среды, помощь престарелым людям в период эпидемии коронавируса из собственных средств...  Награждение состоится уже в ближайшие дни, а сегодня я нашёл историка Пограничной символики и мастера, изготовившего данную медаль Радислава Назарова, который мне поведал, как создавалась данная награда и кто её достоин носить.

Хочу поделиться его повествованием и координатами его сайтов в векторе Пограничной символики СССР/РФ, о которой не так уж много информации в открытом доступе: 

"Я с 2005 года коллекционирую и выпускаю знаки ПВ. www.rifznak.ru   и www.pogranfalera.narod.ru это мои сайты.

В советское время каждый округ, многие погранотряды и части ПВ выпускали памятные знаки. Знаки выпускались как к юбилеям, так и без привязки к датам. В нашем округе выпустили большое количество знаков, особенно отличился в этом Таллинский отряд (почему-отдельная история). Вентспилсский ПО отметился всего одним знаком, на 25 летие отряда в 1974-м. Знак очень редкий, найти его большая удача. На его основе, в 2010 г., я сделал один из первых своих знаков. (тираж 30 шт). Знак сделан по достаточно простой технологии методом травления.

Со временем, по просьбе ветеранов ПВ, были разработаны и выпущены знаки и медали различных округов и отрядов. И в конце концов я решил вернуться к теме своей службы и выпустить медаль КППО. За основу сюжета взят единственный знак округа-40 лет КППО.

История этого знака интересна. К своему сорокалетию в 1980 г. округ не носил звания Краснознаменный. Поэтому, в первоначальной версии знака изображение БКЗ отсутствовало. Но в декабре 1980 года округ был награжден орденом БКЗ и стал Краснознаменным. Была изготовлена уменьшенная копия БКЗ и её крепили на знак округа с помощью клея. Т.к. размещение этой детали никак не регламентировано первоначальным эскизом знака, то и расположение можно встретить различное (или вообще без неё).

Готовясь к выпуску медали, я старался сделать так, что бы это был не просто красивый знак, а предмет, который сохранит кусочек истории ПВ. На аверсе я размести флаги союзных республик, на территории которых дислоцировался округ. На реверсе-места дислокации частей округа. И, самое для меня важное, богатая историческая хронология существования КППО. Лента медали несёт цвета флагов союзных республик и традиционные цвета ПВ малиновый и зелёный. Медаль выпущена в 2015 году. Материал-латунь с чернением, метод-штамповка, размер 32 мм.

Продолжение следует! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий