Наблюдая за тем, что сейчас стало происходить в Европейском "bjj" делаю выводы, что "световой день" в этом сегменте пошёл на убыль, что давно уже произошло в Америках и скоро ожидает постсоветское пространство. А теперь по порядку хронологии из собственного опыта. С "bjj" я познакомился в самом начале девяностых, как раз перед тем, как Хойс Грейси вышел в октагон и начал победное шествие через партер в экипировке кимоно. Почему перед тем? Потому, что я впервые прочитал о "bjj" на страницах журнала "Black Belt", который случайно попался на глаза, а в последствии я стал его покупать в свободной продаже.
Там же я узнал и про американо-филиписнких мастеров ножевого боя на складных ножах с серейтором, но это другая история.
Меня в те годы удивило пестрота кимоно (patch) и красные нашивки под даны на поясах у мастеров "bjj", в то же время это факт и явился негативным, так как в традиционном Будо такой попугайщины не встречалось. Южное влияние в миксе с американской бесфкусицей на кимоно, но это было ничто по сравнению с тем, как сегодня разрисованы люди на собственной шкуре в виде тату.
По картинкам и поясниловке я понял, что это не японцы и мой интерес к этому пропал на всегда. Потом была эпоха выступлений клана Грейси и турниров UFC в октагоне, но меня это никак не привлекало, так как был приверженцем боёв в стойке и победой от нанесённого удара. Так оно и продолжалось, до тех пор, как мы в середине девяностых первыми из представителей каратэ начали участвовать в турнирах со смешанными правилами (где присутствовал активный клинч и добивания в партере).
Тогда перед нами встал вопрос, как работать? Валить только ударкой в стойке или стряхивать соперника на начальной фазе и добивать снова в стойке. Порешили, что следует стряхивать, так как уровень бойцов в те годы неукоснительно рос и пробивать на и "иппон" уже было всё сложнее и сложнее. Напомню, что зрители держали пари, на какой секунде мы отправим соперника в ТКО или КО, настолько мы хорошо были подготовлены, о чем говорят и наши награды в детских и взрослых любительских боях, которым могут позавидовать некоторые проф бои сегодня. Бои в те годы не оплачивались, но случалось увидеть шедевры в исполнении наиболее талантливых и трудолюбивых.
Проанализировав ситуации в боях, я принял решение больше внимания уделить тайскому клинчу и греплингу, так как уже в конце девяностых мы так же первыми вошли в пантеон ММА. Тогда это была революция в нашем движении и не многие поверили в наш успех, но потом увидев своё отставание, тоже решились на эксперименты, которые не у всех получились удачно.
Мы проводили бои в ринге, так как октагонов в то время не было, поэтому специфика боя у канатов немого отличалась от того, что показывают люди сегодня в клетках. Нам доходить до всего приходилось самим методом проб и ошибок, так как специалистов ММА и интернета тогда не было. Скорее специалисты были из борьбы и самбо, которые подсказывали нам свой опыт, адаптируя технику под правила.
Надо сказать, что всю свою борьбу Кестутис Арбочус взял из самбо и борьбы, а не "bjj", став чемпионом мира в ММА (King of Pancrase). Именно фишки самбо послужили тем козырем в рукаве, которые не знали джитсеры и японские борцы.
Технику борьбы нам давали люди из советского спорта, включая и постановку ударов руками . Мы им очень достойно и своевременно платили, поэтому результаты были в наших победах.
Именно благодаря тех технических принципов, мы уже почти двадцать пять лет работаем над своей техникой, которая при правильном её применении даёт хороший результат и всё это мы называем grappling (gi/no-gi).
Что касается jiu-jitsu, которое мы практикуем сегодня- это не спортивный вид борьбы, где нет баллов и медалей за победу. Наша система построена а техниках: удушения, болевых, ущемлениях нервных окчаний, разрывов тканей и связок в комплексе с традиционными видами Kobudo. Только "прикладуха" с параллельным изучением уголовного кодекса.
Живя в Японии и общаясь с носителями jiu-jitsu (aikido, ken-jitsu, bo-jitsu...) я видел их несогласие с тем, что бразильские товарищи переименовали Kodokan-judo в "bjj" и продают, как собственный бренд. Я согласен с японцами что это не корректно, если выражаться культурно.
Моё восприятие "bjj"- это judo в партере, которое стало бы хорошей дисциплиной параллельно бросковому (Олимпийскому дзюдо). Мне было бы интересно смотреть турниры по judo, где только брсоки и где только партер. А то что я увидел на олимпиаде Tokyo-2021, где даже японские дзюдоисты не умеют бороться в партере, меня навело на размышления. Я много часов провёл наблюдая за тренировками дзюдоистов в токийском Kodokan начиная от детей, олимпийских спортсменов, заканчивая мастерами 7-9 данов. Именно этот вид тренировок у меня и стал эталоном в плане постижения judo и, как следствие уже "bjj". Люблю возвращаться в Kodokan, так как с этим местом связанны наши триумфальные выступления на турнирах Pancrase-MMA.
Об эффективности "bjj" я не сомневаюсь, только в том случае, если человек ею владеющий побеждает. Далеко ходить не следует, вот простой пример, несколько человек с которыми мы ездили на чемпионат Мира в Японию, мне рассказывают следующие вещи: "Шихан, мы по вашей рекомендации решили посещать занятия по "bjj" в Ижевске и столкнулись с такой ситуацией. В зале тренировались все подряд: самбисты, борцы, боксёры, киокушиновцы, "bjj".. В общем ситуация была следующая, как только самбист или борец хватал за кимоно представителя "bjj", тот сразу терял опору и отрывался от ковра, прилетая на настил уже с проведённым болевым на руку или ногу".
Такая же ситуация была у меня в Shikon Dojo в Казани (2012-2013 гг), когда мы проводили первые открытые татами "Only MAN-1,2,..." в разделе "newaza gi/no-gi", на которых базовые самбисты и борцы разорвали местных "bjj" Было комично смотреть, как надрывался их наставник в комментариях и слабо выступали сами "bjj", в основном жалуясь на нарушения техники со стороны оппонента. Потом эти же "bjj" не раз демонстрировали сдачи схваток в финалах, в которые проходили толпой с активной поддержкой рефери из своих же клубов.
Именно по этой причине мы перестали выступать на соревнованиях в РТ, так как было безобразное судейство. Мне даже пришлось успокаивать бокового судью (из одной республик СК), который вместо того чтобы судить, всю схватку подсказывал своему ученику как бороться, а когда тот выиграл с помощью этого судьи, сразу побежал поздравлять своего земляка. Это было нормой ещё пять лет назад.
В те годы была большая проблема в судействе, с которой начал борьбу президент федерации джиу-джитсу РТ Айрат Дамирович Калимуллин (недавно покинувший наш Мир). Даже в таком бардаке, нашим участникам в конкурентной борьбе (Равиль Иксанов, Юрий Корнеев, Станислав Лежанский) удалось завоевать золото и с удовлетворением покинуть эти народные забавы. Побеждать нашим ребятам удавалось исключительно на иппон (болевыми и удушениями), так как по очкам не давали судьи. Айрат Дамирович тогда сказал сокроментальную фразу на награждении в клубе "Олимп": "Впервые вижу, что люди в кимоно с логотипом каратэ, красиво побеждают в дивизионе борьбы мастеров. Браво!"
В моём опыте было несколько случаев очень некорректного поведения представителей казанских "bjj" в наш адрес, после того, как мы опубликовали их судейство и поведение самих участников на соревнованиях. Возможно, что это общий тренд такого поведения в "bjj", так как они себя позиционируют, как спортсмены, а не представители Budo, где люди умеют себя контролировать и объективно воспринимать обоснованные замечания. В противовес могу поставить учеников Айрата Дамировича, которые являются очень титулованными борцами и их реально уважают в Республике. На заре наших выступлений у нас возникли вопросы по грязной работе учеников Калимуллина, но он сразу погасил конфликт, разобравшись в ситуации и сделав внушение своим подопечным. Это мы запомнили и сегодня об этом с удовольствием пишем.
Такая история очень показательна в любителях РФ, так как надо показать на верх, что соревнования проведены, средства освоены и именно твоя федерация самая успешная. В результате нам стало комфортнее выступать в Токио, Москве и на Урале, чем в родной гавани. Я сам провёл десятки часов на татами и в ринге, в качестве рефери, а в качестве организатора и главного судьи, вообще- сотни. Меня учили старшие, если ты однажды засудил заведомо сильного бойца, это будет история в долгую, они больше никогда не приедут к тебе, а так же расскажут это другим и они тоже не приедут.
Поэтому я всегда учил своих коллег, что если на нашем турнире вы бьётесь с гостем на равных, то всегда побеждает он. Так оно и сегодня идёт, традиция продолжается и на наших турнирах всегда аншлаги из лучших бойцов и зрителей, людям нравится справедливость. Я настолько серьёзно относился к судейству, что до сих пор вспоминаю пару боёв с участием детей (1998-1999 гг), в которых я мог ошибиться и дать победу своему ученики. Один бой в финал первенства страны Марцис Цакулс против литовского бойца в скубе "Факел".
У меня такое острое восприятие несправедливости окончательно закрепилось после того как я в 2002 году в Ницце (Франция), отправил лоукиком в нокдаун француза и гонял его весь бой, а победу рефери Жозе Галучо (Франция) отдал своему ученику. Меня тогда секундировал Евгений Головихин (президент отделения в РФ), на что он сказал: "Они не дадут тебе выиграть честно, они и мненя так же засудили в 1998 году. Поэтому когда француз снова полезет в борьбу, падай на него с ударом хидзи и о точно не встанет". После боя канчо Соэно меня поздравил с хорошим уровнем боя: "bery stronga Kyokushin" и сказал, что победил я, но он ничего не может сделать, так как он на турнире только гость. Я уважаю канчо Соэно за справедливость, потому что он несколько раз демонстрировал такое достойное поведение на турнире в Бухаресте (2004) и Йокогама (2013) наезжая на судей за беспредел.
Jiu-Jitsu- это японская система, а если бразильцам угодно, то пускай они называются нейтральным названием с добавкой "бразильское". Соглашусь лишь с тем, что много сильных борцов бразильского происхождения и они хорошо борются, но это не значит, что они носители традиции.
Чтобы не быть голословным и отвечать за свои слова, я снова сошлюсь на свои дела. В связи с тем, что я сегодня не вижу организации, в которой мне было бы интересно развиваться, я создал собственный концепт Международной организации "Войнский Дух" (国際士魂連盟 -Kokusai SHIKON Renmei) в котором не фигурирует слово, каратэ, джиу-джитсу, кобудо,... которые в ней активно изучаются в рамках принятой программы. Это сделано исключительно для того, чтобы не нарушать права создателей этих направлений- японцев у которых я учился многие годы, продолжая по сей день.
Ведь очень легко заплатить взнос в "контору" и купив очередной ремень у "основателей", называться чужим именем, а вот попробовать самому создать жизнеспособный концепт и корректно его реализовать, дело совсем другое.
Идея концепта возникла после того, как мне в 2012 году было присвоено звание Renshi и я прошёл тест Roku-dan в "Omuroyama IKKI Dojo". Рекомендация Yoshiji Soeno мне была в создании собственного направления на базе знаний полученных ранее и подтвержденных работой в ассоциации.
Karate- я занимаюсь с сентября 1979 года, с вынужденными паузами на время запрета (в СССР) и службе на Границе СССР. В своей базе я несу такие направления, как Shotokan (Sen-E) и Goju-Ryu (Jundokan)
Откуда у меня знания jiu-jitsu? Я уже с трудом могу вспомнить мероприятия и наставников с 1985 года, где нас обучали боевому самбо, а потом и jiu-jitsu в LDDF, где мы посещали семинары европейских мастеров.
Технику nunchaku, мне довелось впервые увидеть в фильме "пираты ХХ века", а потом и в фильмах Bruce Lee. Это отложило большой след в мироощущение Budo и я многие годы находил источники информации в изучении работы с nunchaku (мы их всегда вали "chaki"). наиболее глубоко я постигал работу с nunchaku в середине девяностых получая знания у Павла Близнюка (школа Мэй Хуа Бань Кун Фу), который ещё владел и трёхзвенным цепом. технику шеста (bo) и katana (Miyamoto Musashi design) я получал и Японии у Yoshiji Soeno в Tokorozawa-shi, Ito-shi.
Технике работы с yawara, jo и шнуром я обучался у президента LDDF ханши Сергея Колмакова в середине нулевых, хотя до этого нам в школе Sen-E (1988 год военное училище Бирюзова, показывал наставник Анатолий Матюшенко).
Ножевому бою я обучался у Сергея Никольского в Риге, а первые уроки получил в д/с Локомотив (в отряде ОКОД, 1985 год и во время службы в ПВ СССР, инструктор- Владимир Вихров).
Ещё одна сторона о которой говорят практически все мои товарищи из команд: Game Fight (Leeds), Da la Riva (Cork) и Grappling Fighting Team (Магнитогорск), что ценники на развитие этих направлений зачастую не всегда доступны для понимания. "Да, bjj -это спорт для богатых и его придумали, чтобы тянуть деньги.." (вот такое мнение высказал мой титулованный товарищ Юрий Малько (черный пояс judo/bjj) и ученик в подготовке к боям ММА). Юрий не дутая фигура в "черном ремне", а человек с детства прошедший десятки турниров в борьбе и ММА, поэтому я склонен доверять его мнению. Существует ошибочное представление, что следует заниматься "bjj", что-бы быть успешным в ММА, поэтому некоторые активно стремятся по эти бренды. В РФ многие успешные бойцы ММА, даже не слышали о том, что такое "bjj" и поднялись исключительно благодаря боксу и борьбе, увязанными в правильных настройках. У нас в Shikon Dojo занимается инженер-боксёр)), который во время карантина covid, посетил несколько занятий местных "bjj" и остался разочарован, тем что на тренировках очень много слов и мало технологий. Перед участием в чемпионатах РТ по джиу-джитсу "неваза" мы несколько раз тренировались в клубе "Олимп" под руководством Айрата Дамировича Калимуллина, специально приезжали на открытие татами, чтобы прочувствовать будущих соперников в деле. Айрат Дамиривич очень мало говорил и, как правило только по делу, показывая на ошибки в выполнении приёмов. И сегодня я ещё раз убеждаюсь в том, что было правильным решением не связываться с движением "bjj"в начале девяностых, а двигать контактное каратэ и достигать успехов в этом сегменте и ММА. Дёшево и эффективно! Все трое моих коллег, кто сегодня занимается "bjj" вполне успешны, так как хорошо образованны и имеют за спиной титулы призёров и чемпионов мира по каратэ, а теперь и "bjj", поэтому их возможности и успехи не всем доступны в плане развития и возможностей.
Всё это работа от сердца к сердцу, а значит и передача традиции продолжается.