Являясь активным пользователем интернета, я регулярно получаю информацию из тех источников, которые мне интересны. Как правило- это специализированные сайты, на которых показывают лучшие бои ММА и kickboxing, учебные семинары по традиционному karate и jiu-jitsu, экипировку ведущих производителей для единоборств.
Вчера смотрел сюжет, где инструктора из спортивного каратэ проявляют озабоченность о высоком травматизме во время бросков и падений, а так же не понимают некоторых подножек и подсечек. Мне эта картина очень знакома, так как ещё в 1979 году, когда я начинал заниматься каратэ в Риге, нас обучали акробатике (наша секция так и называлась "Секция акробатики", которую вела Кондрашина Ольга Сергеевна (мастер спорта по гимнастике). Весь инструкторский состав клуба выполнял не только минимальный перечень страховочных элементов, но и сальто, рандат, фляги...На тренировках в нашей детской группе много времени уделялось техникам страховок при падениях (ukemi waza) на деревянный пол, никаких татами не было. В то время в каратэ падения на пол происходили регулярно от пропущенных ударов, неудачно выполненной собственной техники, подсечек и бросков, коих было в изобилии. Подсекали и бросали, потому что в каратэ приходило много людей из judo, по аналогии с Японией. Каратэ, которое мы изучали в 1979 году, как раз то, к чему я пришёл сегодня в своём представлении о поединке голыми руками (karate). Работая связками в полный контакт и голыми руками, с возможностью добивания лежавшего и ответных действий в адрес бойца в стойке (сегодня ММА во многом копирует именно те построения, которые люди практикуют в концепции японского рукопашного боя).
В те годы поощрялись захваты за одежду, позволявшие усиливать одиночный удар с помощью натяжения при обратном реверсе. Что может быть проще и гениальнее такого подхода? В те годы не было таких понятий, как темповая работа, так как в парадигме каратэ- это просто невозможно. Даже советские боксёры отрабатывали технику нокаутирующего удара, а не бесконечных серий на очки, как это происходит сегодня. Каратэ- в те годы никто не смел назвать спортом, так как все воспринимали его, только как философию боевого искусства, отчасти по этому был и мой выбор этого Пути.В моём случае запомнилось всё то, что было хорошо показано нашими инструкторами в те годы. Настолько много было работы в положении партер ("три точки на земле", работа с колен, на корточках, на пятой точке), что мне иногда казалось, что мы занимаемся judo, а не karate. Сегодня я уже осознаю, что нам тогда преподавали очень компетентные люди, самостоятельно изучившие методики традиционного каратэ по закрытым источникам (общению с иностранцами обучавшимися у японских, африканских, лаосских и корейских мастеров). В те годы огромное значение придавалось подготовке ударных поверхностей и изометрии, о чем сегодня люди в секциях просто не знают.
У меня уже в девять лет на руках были постоянно менявшиеся мозоли на кентусах (seiken), потому что все отжимания с тех лет мы делали только на кулаках и пальцах. Нам было строго воспрещено в детском возрасте бить руками в жесткие предметы, во избежании увечий, только статическая закалка (спасибо наставникам). Сегодня у большинства черных поясов руки не развиты как у младенцев, которые часто ломаются при контакте о доски или соперника. Каратэ искусственно переведено на кардио в защитной экипировке, особенно если нет допинг-теста, а подготовить ударную поверхность и поставить нокаутирующий удар- это другое. В первом случае медалька, во втором жизнь.
Мне часто кажется, что мне очень повезло с наставниками и я получил бесценный опыт других мастеров, но я ведь занимался не один, а в группе равных. Тогда возникает вопрос, а почему они не смогли усвоить, а потом и воспользоваться полученными знаниями? Сегодня я себе отвечаю на этот вопрос так: "Практически каждый умеет читать, но не каждый из тех кто читает, умеет писать". Получается, кто изучал технику, но не принял правил биомеханики и тактики, пропустив их через собственное воплощение, всё-таки не способен реализовать их в поединке, не говоря уже об обучении других. Я часто повторяю выражение на занятиях в Додзё: "Люби каратэ, возможно, что оно полюбит тебя".
На видео-семинарах, которые я эпизодически вижу в анонсах, нам часто показывают шоу с конечным продуктом (нокаут или болевой), при этом не показывая варианты страховок, подводящих упражнений без травматического выполнения. Это ведь тоже является неотъемлемым фактором собственной безопасности, таким же важным и даже первичным, чем уклон от удара или недопущение броска. Сегодня мало гармонии в тех же боевых искусствах, так как нападение намного преобладает над защитой, тем самым нарушая закон критических масс. Людей обучают только бить не защищаясь, так как за них это делает защитная экипировка, тем самым защитная техника (страховки, блокировка..) постепенно вымирает.
Если посмотреть на лица бойцов, работающих в стиле форвард, все будет ясно даже о спортивной составляющей.
Я регулярно общаюсь с родителями детей, которые получили травмы в официальных секциях олимпийских видов спорта: taekwondo, boxing и judo. Это травмы от пропущенных ударов в голову и падений с повреждениями позвоночника. Ещё очень много травм дети получают вне соревнований и тренировок. Мальчик 11 лет получил перелом кисти, когда отражал удар мяча по воротам на физкультуре, другой мальчик сломал пятку, упав со шведской стенки, ещё один ребёнок получил сильную травму шеи, когда прыгал на батуте в парке аттракционов супермаркета... Все случаи имели место быть в Казани, я специально не пишу фамилии детей, но эти люди сразу себя узнают, прочитав публикацию. Отсутствие навыков элементарной акробатики, тактических навыков безопасности вне дома,... приводят к плачевным последствиям для наших граждан, о чем говорят факты.
Для меня навсегда стала "скрепой" история, которую поведал в 1996 году мастер Okinawa Goju-Ryu karate Hiromi Suzuki (8 dan, Jundokan) на семинаре в Риге. Мастер Suzuki рассказывал нам о своём Пути в традиционном каратэ и английском боксе (на Окинаве и в Швеции, где он проживал последние годы). Было очень интересно наблюдать за его техникой каратэ, в которой он демонстрировал работу с несколькими партнёрами и против ножа. Мастер Suzuki мне понравился тем, что призывал участников, занимаясь традиционным каратэ, заниматься и классическим боксом. На семинар мы приехали с атрибутикой Kyokushin, за что и были не допущены к занятиям на татами, максимум, что нам разрешили, это присутствовать в качестве зрителей. Меня это никак не обидело, даже после того, как Мастер назвал Kyokushin "Kickboxing, без ударов руками в голову", потому что я видел его технику, а до этого сражался с инструкторами его организации.
Когда в завершении семинара, организованного президентом Романом Салтыковым и группой инструкторов LOGRKF у мастера Suzuki спросили, о том, применял ли он технику каратэ для сохранения жизни и здоровья, он без колебаний ответил: "Вчера, когда собирался на самолёт и семинар в Ригу, выходя из своего подъезда в Стокгольме я подскользнулся на неубранной дворником улице от снега и упал на лёд.Во время падения я на "автомате" успел сгруппироваться и провести страховку "ukemi waza", не получив никаких повреждений". Он сказал, что правильно упасть- это тоже каратэ, которое спасает жизнь гораздо чаще, чем случается драка!