Как-то я пытался для себя обосновать практику каратэ, как Пути и сделал несколько заключений, которые мне были на тот момент близки. Кроме базовой техники и этикета, я не склонен слушать кого либо на тему, как голыми руками каратисты убивали быков или вообще голыми ходили на медведей. Азиаты любят такой жанр презентации своего бизнеса, о чем не раз предупреждали, ныне покойные пионеры Kyokushin: Stive Arneill, David C.Cook и John Bluming, с двумя из которых мне довелось тренироваться в Kohtla-Jarve, Paede и Ульяновске.
-Для живого существа, вместо того, чтобы знать, что жизнь – самая драгоценная вещь, смерть была ничем. В результате они смогли игнорировать свой страх смерти.
-Целью многих видов спорта является соревнование; однако есть ощущение развлечения или хобби. С другой стороны, каратэ – это борьба с самим собой, не имея цели. В спорте рекорды сохраняются, и достижение этих рекордов становится успехом. Их преподносят многим людям как средство формирования характера и гармонизации человечества, и их соблюдают. В каратэ-до нечего записывать. Более превосходное оценивается по используемой технике. Каратэ – это борьба с самим собой и средство образа жизни, позволяющее победить других и не умереть. Эта одинокая битва заключается в познании собственного духа и стремления к превосходству над ограничениями тела. Если стремлением является формальная победа или поражение, то это всего лишь этап обучения техникам.
-В заключение: не обязательно быть сильным, даже если вы занимаетесь каратэ-до. Вы хотите быть сильнее других, потому что сравниваете свою силу с другими. Целью каратэ-до является До, а не сравнение с кем-то другим, и это До будет продолжаться во веки веков.
Это стратегия, которая выше чем тактика, но не достижима без тактики (непрерывного тренинга и обучения своих учеников), по крайней мере так было в моём случае, когда я начал преподавать в 1986 году, поняв свои сильные и слабые стороны.